30.04. 2019 г.

Методическая площадка «Возможности инклюзивного образования в современных условиях»

30 апреля 2019 года на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Адыгея «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»была организована работа методической площадки «Возможности инклюзивного образования в современных условиях» в рамках Всероссийского семинара-совещания «Северокавказский образовательный диалог» 29-30 апреля 2019 года в Республике Адыгея.

Работу площадки открыла Максименко Ульяна Владимировна, старший преподаватель АРИПК, кандидат психологических наук, которая поприветствовала участников мероприятия, определила программу работы и обозначила актуальность инклюзивного образования в РФ в целом и Республике Адыгея в частности. Ульяна Владимировна отметила, что доля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48% до 26%; 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья; до 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение ЦНС); не более 10% детей дошкольного возраста и 4% детей подросткового возраста абсолютно здоровы. С 1 сентября 2016 года вступили в силу два ФГОС (ФГОС НОО для с детей с ОВЗ и ФГОС обучающихся УО (ИН)). Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации»).

Новиков Александр Николаевич, заместитель декана по УР, доцент кафедры общего языкознания ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», кандидат филологических наук, рассмотрел возможности применения инклюзивного подхода в обучении в ВУЗе на примере гуманитарных наук. Современный этап развития системы высшего образования связан с новой моделью подготовки специалистов, основанной на компетенциях, которыми должен обладать каждый выпускник вуза, чтобы вести успешную экономическую и социальную деятельность. Поэтому учебно-методическое обеспечение образовательных программ - это не только существенный компонент ФГОС ВО и один из важных аккредитационных критериев, но и значимый элемент новой модели образования. Инклюзивный подход подразумевает, прежде всего, поддержку равного доступа к образованию. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечиваются печатными и/или электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

В регионах имеется уникальный опыт внедрения инклюзивных практик при реализации программ основного общего образования. Челябинская область углубленно работает над освоением предметов естественного-математического цикла. Коликова Елена Георгиевна, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» познакомила слушателей с особенностями работы своих коллег в данном направлении.

Количество детей с множественными нарушениями в развитии с каждым годом возрастает. Вопросы комплексного исследования и диагностики данной категории обучающихся являются актуальными и востребованным. Более подробно с проблемами диагностики расстройств аутистического спектра у обучающихся с умственной отсталостью участников методической площадки познакомила Абуталипова Эльза Насибулловна, заведующая кафедрой коррекционной педагогики ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан».

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. В современной ситуации потребность детей с ограниченными возможностями в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает самостоятельность, общественную ценность растущего человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода ребенка в социум. В режиме онлайн трансляции к работе методической площадки подключился Забайкальский край в лице Портновой Людмилы Константиновны, заведующей кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», кандидата психологических наук. Продолжила обсуждение данной темы заместитель директора по ВР СОШ №11 г. Чита Нуштаева Ольга Викторовна.

Опыт работы по организации социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве представила Ермакова Вера Владимировна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования ГОУ ДПО ТО «»Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области».

Создать единое образовательное пространство достаточно тяжело для определенных категорий детей с ОВЗ. К ним относятся дети с проблемами слуха. Уникальная системы работы, созданная в советское и постсоветское время показывает свои результаты и используется в системы образования Республики Адыгея. Непсо Зарема Эдуардовна, учитель-дефектолог (сурдопедагог) ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения» рассмотрела ключевые моменты педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха.

Нельзя оставить без внимания и дошкольную систему образования, которая столкнулась с массовым потоком детей с ОВЗ различной нозологии. С практикой организации инклюзивного образовательного пространства для детей с расстройствами аутистического спектра в условиях детского сада слушателей площадки познакомила Асламазовала Лилия Артуровна, доцент кафедры педагогической психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», кандидат психологических наук.

Воронежская область имеет опыт построения успешных траекторий обучения детей с ОВЗ, который нам представила Недорезова Ольга Владимировна, директор ГБУ Воронежской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Обучающиеся с нарушениями зрения также тяжело вписываются в инклюзивное образовательное пространство, так как перед педагогом ставится задача освоения не только предметных, методических и коммуникативных профессиональных компетенций, но и овладение узкоспециализированными, дефектологическими знаниями, умениями и навыками. Какая должна быть образовательная среда школы для детей с нарушениями зрения нам рассказала Бричева Анаида Нальбиевна, учитель-дефектолог (тифлопедагог) ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения».

Ценным является тот опыт, который приобретается в практической деятельности. Республика Чечня в режиме онлайн осветила перспективы внедрения инклюзивного образования в общем в стране и в своем регионе в частности. Выступление подготовила Теучеж Нуриет Юнусовна, старший преподаватель ГБУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования».

Коррекционные школы в настоящее время переименованы в школы для детей с ограниченными возможностями здоровья и функционируют в условиях сопровождения детей с различной нозологией. Нестеренко Ирина Евгеньевна, директор МКОУ «Школа для детей с ОВЗ» г. Майкопа более подробно остановилась на методах нейропсихологической коррекции в процессе организации комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Второй год в Республике Адыгея на базе школы-интерната для детей с проблемами слуха и зрения функционирует инклюзивный центр, на базе которого обучаются дети с расстройствами аутистического спектра. Особенности организации обучения данной категории детей в условиях школы-интерната осветила Мамижева Фатимет Муаедовна, учитель начальных классов ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения».

В результате работы методической площадки были затронуты актуальные вопросы обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровьям различной нозологии; приняли участие представители всех ступеней системы образования, транслирован региональный опыт работы, обобщены наработки Челябинской, Тульской, Воронежской областей, Забайкальского края, Республик Башкортостан и Чечня.