08.07. 2019 г.

Наиболее актуальные отзывы по общественному обсуждению Примерных рабочих программ.

Наиболее актуальные отзывы по общественному обсуждению Примерных рабочих программ по учебным предметам «Адыгейский язык» и «Адыгейская литература» (орфография и пунктуация авторов сохранены). 

Программа «Сихэку – сидунай» «Я и мой мир» определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7лет по пяти образовательным областям.

Программа может быть использована национальными дошкольными образовательными организациями Республики Адыгея в качестве рабочего документа. Считаю, что овладение родным языком является одним из самых важных приобретении ребенка в дошкольном детстве, как общая основа воспитания и обучения детей. В этой связи в Программе «Сихэку – сидунай» «Я и мой мир» для национальных дошкольных организаций Республики Адыгея языком обучения и воспитания определяется адыгейский язык с параллельным изучением русского языка, а для русскоязычных дошкольных организаций обучение и воспитание вести на русском языке с использованием адыгейского (второго государственного языка).

Цели и задачи по программе «Сихэку – сидунай» «Я и мой мир»  в каждой возрастной группе позволят детям в дальнейшем успешно обучаться и на русском, и на адыгейском языках и обеспечит каждому из них равные условия для освоения как и российских, так и адыгских культурных ценностей.

Структура программы соответствует требованиям, предъявляемым к составлению программы «Сихэку – сидунай». По блокам раскрыты темы занятий в календарно-тематическом плане объемно, доступно.

Список рекомендуемой литературы достаточен, доступен для детей дошкольного возраста по изучению адыгейского языка.

Считаю, что программа «Сихэку – сидунай» «Я и мой мир» представляет собой завершенный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике.

Программа «Сихэку – сидунай» «Я и мой мир» может быть использована в системе дополнительного образования по изучению адыгейского языка, и тогда с помощью программы можно решить одну из главных задач – достижение результатов дошкольного образования и воспитания на новом современном уровне через осуществление диалога культур и культурных ценностей.

Воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 14  «Насып» г. Майкопа

Цеева Мариет Муратовна

Содержание программы направлено на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, направленных на формирование общих компетенций ОК1-ОК10, определенных ФГОС СПО, и соответствует объему часов, указанному в рабочем учебном плане. В рабочей программе указаны требования к результатам освоения дисциплины. Всё это позволяет обеспечивать приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, направленных на формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций. В разделе «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» определены результаты обучения и те формы и методы, которые будут использованы для их контроля и оценки преподавателем. Все темы отвечают требованиям современности. В результате изучения дисциплины "Адыгейская литература"  обучающийся сможет применять полученные знания и умения в жизни социума, а также в профессиональной деятельности. Рабочая программа составлена квалифицированно, демонстрирует профессионализм и высокий уровень методической подготовки и, я с уверенностью могу сказать, будет широко  использоваться  в образовательном процессе каждой школы Республики Адыгея. 

Валентина Фролова

  Считаю, что необходимо изучение культуры малых народов России русскоязычными детьми, которые живут в одном регионе. Это позволит объединить и воспитать толерантных людей в пределах одного региона. В частности культура адыгов может научить любого человека уважению к старшим, доброжелательному отношению друг к другу, милосердию. Поэтому считаю необходимым, изучение адыгейской литературы на русском языке для того, чтобы обеспечить доступ широкой массе граждан нашей страны.

Катя Хату

Считаю,что представленная Примерная образовательная программа учебного предмета"Адыгейский(государственный) язык для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке 5-9 классы авторы Каратабан А.Ю., Анчек С.Х. отвечает высоким требованиям ФГОС и дает возможность качественного изучения, усвоения и использования адыгейского языка в жизни учащихся. Предусмотрено достаточное количество творческих работ и значительное число учебных часов для повторения. Большим плюсом является то, что Программа учитывает возможности учащихся. Материал доступен и реализуем.

Учитель адыгейского языка МБОУ"СШ№9" п.Отрадный, Тахтамукайского района Ачмиз Мулиет Заурбечевна.

 Обсуждение рабочих программ по адыгейскому языку. Родная литература (5-9кл) и (10-11кл) для школ с обучением на русском языке. Понравилось перераспределение лит.произведений, целых разделов(тв-во писателей-просветителей ушло из 9 кл, изучение поэм Гадагатля А.М. в 9 кл вместо 11кл. ит.п.). Темы творческих заданий подобраны удачно - в соответствии с пройденным материалом. В программу включено изучение творчества современных.

Аминет Ягумова

1.Примерная рабочая программа учебного предмета "Адыгейская литература" на русском языке для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке 5-9 классы.

2.Примерная рабочая программа учебного предмета "Адыгейское литературное чтение" (на русском языке) для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке 1-4 классы.

 Программа хорошая, темы проектных работ интересны. Единственное, иллюстративный материал к курсу хотелось бы увидеть.

1. Примерная рабочая программа учебного предмета "Адыгейская (государственный) язык" для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке 1-4 классы.

2. Примерная рабочая программа учебного предмета "Адыгейская (государственный) язык" для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке 5-9 классы.

Программа составлена хорошо, спасибо авторскому коллективу. Было бы неплохо, если будет разработана единая программа для всех школ.

Хотелось бы увидеть методические пособия, прописи и словари.

Аида Хапачева

Программы по адыгейскому языку и адыгейской литературе разработаны в соответствии с требованиями ФГОС . В программах определены цели и задачи изучения учебных предметов. Огромное спасибо авторам, разработчикам примерных программ, они очень понравились , и если к ним будут составлены и изданы учебники , аудиодиски и видеоматериалы –это послужит огромной помощью для учителей . Надеемся, что проблема с методической литературой и учебниками будет решена в скором будущем.

Мариетта Мамишева

Программа является актуальной и очень своевременной, т.к. ориентирована на межкультурное взаимодействие и диалог культур в условиях поликультурного пространства Республики Адыгея. Этноориентированные материалы интегрированных занятий составляют педагогическую и методическую ценность программы. Поэтому несомненным достоинством Программы является ориентация на специфику национально-культурных особенностей Республики, включение в образовательный процесс разносторонних форм организации деятельности воспитанников. В содержании Программы в соответствии с требованиями стандарта отражены все направления развития и образования детей, ориентирующие педагога на признание самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных национальных и общечеловеческих ценностей.

Коченкова Любовь Павловна, канд. пед. наук

Ознакомилась с рабочими  программами по предметам "Адыгейский язык " и "Адыгейская литература ".    Вопрос актуальный .Составители  подошли  серьёзно и соответствуют  современным требованиям и ФГОС.

А теперь ,как  сделать , чтобы они дошли  до нас  и использовать в соей пед. практике .

С уважением учитель высшей категории, заслуженный  учитель Адыгеи , учитель методист  Мерзаканова  Н.К.

Выражаем огромную благодарность всем участникам разработки ПООП ДО РА"Сихэку -сидунай"/"Я и мой мир"для дошкольных организации. 

Хотелось бы уточнить по поводу приложения 1(Перспективное планирование к программе ДО) : по предложенным темам на какую литературу педагоги будут ссылаться? На сколько часов будет рассчитана программа? 

 Учителя адыгейского языка МБДОУ Тахтамукайского района

Примерная рабочая программа учебного предмета «Адыгейское литературное чтение» (на русском языке) для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (1-4классы).•
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Содержание программы позволит учащимся глубже узнать мир адыгейской художественной литературы, осмыслить образность словесного искусства, где художественные произведения раскрываются во всей своей полноте и многообразии. Поэтому предмет «Адыгейская литература» обязательно нужно включить в программу НОО, но нужны новые учебники, методическая литература. Авторам-разработчикам программы, большое спасибо!

Тутова

Ознакомилась с примерной рабочей программой" Адыгейское литературное чтение" ( на русском языке) для 1-4 кл. большое спасибо авторам- разработчикам, программа мне нравится, очень нужно знакомить детей с традициями и творчеством народов, проживающих в Адыгее, нужны новые учебники и возможно рабочие тетради по предмету, аудиодиски и видеоматериалы к учебникам. СПАСИБО!

Архипова Людмила

Работаю с национальным компонентом с 2001 года.
Ознакомилась с примерными рабочими программами для русскоязычных учащихся. Могу сказать, что услышаны были наши пожелания при многочисленных обсуждениях на курсах, семинарах и т.п. Огромнейшее СПАСИБО рабочей группе за проделанный труд. Появилось больше конкретики, именно ее не хватало при работе. Основа, которую практиковали, осталась. По некоторым темам для меня лично, как для практикующего учителя в данном направлении,  открылись новые горизонты творческого поиска.
Согласна с участниками форума в том, что действительно остаются вопросы нехватки учебников, практического отсутствия вспомогательного методического материала.
От себя добавлю, что веду работу по обобщению опыта по адыгейской литературе, готовлю итоговые проверочные работы со 2-го по 9-й классы. Подготовительная работа была одобрена методистами АРИПК. Надеюсь на плодотворный результат.

Новикова Светлана А.

Ознакомилась с примерной рабочей программой для дошкольников "Сихэку-сидунай". Программа основательная. Разработана авторитетными специалистами. Все расписано понятным, доступным языком. Авторами предложен довольно обширный теоретический и практический материал для разных возрастных групп ДОУ. 
Для воспитателей детских садов - это несомненно хорошее подспорье. В особенности для нас, молодых, которые находятся в самом начале своего профессионального пути.

Марина Руслановна Ш

Тиадыгабзэу – къэралыгъуабзэм ихэхъоныгъэрэ икъэухъумэнрэ анахь 1офыгъо шъхьа1эмэ ащыщ. 
Ащ ренэу игугъу тэш1ы, ау 1офым зи хэхъоныгъэ ыш1эу тлъэгъурэп. К1элэеджак1охэм а1эк1элъ тхылъхэм такъытегущы1энэу пшъэрылъ зыфэтш1ырэп, сыда п1омэ 2003-2005 – рэ илъэсхэм къыдагъэк1ыгъэгъэ тхылъхэр (тхьапэ п1омэ нахь тэрэзын фае) ары агъэфедэхэрэр. Тхылъык1э горэхэри къыдагъэк1ыгъэх, ау ахэр бэк1э апэчыжьэх адрэ предмет зэфэшъхьаф тхылъык1эхэу к1элэеджак1охэр зэреджэхэрэм. Арышъ, тэри игъо хъугъэу тэлъытэ титхылъхэм ятеплъи, ащ материалэу адэтри шэпхъэ гъэнэфагъэхэм адиштэхэу гъэпсыгъэнхэм. Ащ пае программак1эхэр тхыгъэнхэ фае. Непэ программак1эхэр зэрэзэхагъэуцохэрэм игъо шъыпкъэу теплъы.

ASD