версия для слабовидящих
19.05. 2020 г.

21 МАЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ АДЫГОВ – ЖЕРТВ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ

 В этот день национальной скорби по невинным жертвам кровавой войны мы вспоминаем тех, кто отдал свои жизни, защищая отчий край, склоняем головы перед памятью всех жертв Кавказской войны.

21 мая адыги всего мира отмечают печальную дату - окончание многолетней Кавказской войны, в результате которой под угрозой оказалось само физическое существование адыгов. Достаточно многочисленный по тем временам народ оказался разбросанным по миру с перечеркнутым прошлым и без уверенности в будущем.

 

https://youtu.be/59uAKQLveJ8 Трагедия длиною в век! 1763-1864 гг. 21 мая. День памяти и скорби по жертвам Русско-Кавказской войны

Адыгский народ, на протяжении тысячелетий признававший в качестве высшей ценности стремление к свободе и любовь к родной земле, уважение к личности, не исчез вопреки всем невзгодам и тяжким испытаниям, сохранил свое достоинство и высокий духовный, созидательный потенциал. Ныне он в единой многонациональной семье народов России уверенно строит новую жизнь, занимает достойное место в российском и мировом сообществе.

 

Сегодня мы воздаем должное подвигу, совершенному всеми предшествующими поколениями нашего народа, которые, несмотря на эту черную страницу в истории отношений с Российским государством, сумели не только сберечь историческую родину, но и сохранить верность однажды данной нашими далекими предками клятве «Навеки с Россией».

 

День 21 мая навсегда останется в памяти жителей республики и адыгов, волею судьбы оказавшихся за рубежом, как одна из самых значимых и трагических дат в истории Северного Кавказа.

Русско-Кавказская война, развязанная царской Россией еще в начале второй половины 18 века, была самой продолжительной (в общей сложности более ста лет!), одной из самых кровопролитных, самых несправедливых колониально - захватнических войн из всех, кои помнит история цивилизации на нашем континенте. Самый тяжелый удар этой войны пришелся на адыгов. Нет на евроазиатском континенте народа, подвергшегося такому геноциду, как адыгский народ. Достаточно сказать, что по окончании этой войны на «… родной земле осталось всего лишь 3 % адыгов». По своей жестокости и беспощадности она также не имеет прецедента.

Кавказская война унесла жизни тысяч наших соотечественников, разбила на осколки адыгский народ, разбросав его по всему миру. Отдавая дань памяти людям, погибшим в результате событий тех лет, мы обязаны делать всё возможное, чтобы ужасы кровопролития никогда больше не коснулись Кавказа и всей нашей Родины – России!

Кавказская война, длившаяся по разным оценкам от пятидесяти до ста лет, завершилась 21 мая (2 июня) 1864 г. в урочище Кбаада (ныне п.Красная Поляна Адлерского района Сочи). В результате войны около полумиллиона адыгов-черкесов были вынуждены покинуть Северо-Западный Кавказ и переселиться в Османскую империю.

ДОРОГА ИЗГНАНЬЯ

Погасший очаг, обречённости гул 
И плач одинокой свирели. 
Дорога изгнанья. Далёкий Стамбул 
И двое на старой телеге. 

Один, как вершина Эльбруса седой - 
Обитель адыгского духа, 
Другой же, мальчишка, совсем молодой, 
Как ствол неокрепшего дуба. 

Их два поколенья с судьбою одной, 
Их участь - Кавказа утрата 
И горечь прощанья с землёю родной, 
За честь и свободу уплата.

 

Н.Н. Клинген писал: “…Черкесы страстно любили свою родину, а им предлагали переселиться на равнины; еще вдвое более, чем родину, они любили свободу. … Предстояло или смириться, или погибнуть; они предпочли погибнуть, а с ними вместе погибла и культура, которая копилась тысячами лет, и погибла в 30 лет”.

Таким образом, адыги безоглядно отдали предпочтение смерти, нежели позорной жизни.

Но ещё более трудно пришлось тем, кого смогли уговорить покинуть родину и уехать в Турцию. Целые семьи погибали в дороге от различных болезней, голода, холода. Ведь им обещали «райскую» жизнь без войн среди единоверцев, а на самом деле дорога в Иорданию и Турцию устлана трупами тысяч и тысяч кавказцев. Люди бежали от ненавистной войны, а попадали в рабство. Среди беженцев в основном были дети, женщины, старики. Правительство Турции выделило для перевозки людей по морю судёнышки, которые не выдерживали удара стихии и целые суда с переселенцами уходили под воду.

 Немало пришлось на долю нашего многострадального народа. Волею судьбы адыги оказались разбросаны по всему миру.

За последние двадцать с лишним лет в Адыгею вернулось около 2 тысяч адыгов - репатриантов из стран Ближнего Востока, Турции, Сербии.

У адыгов с давних пор есть свои кодексы чести, через которые никто не мог перешагнуть, никто не имел права их нарушить. Мужчины гибли поколениями в соответствии со своими представлениями о достойной смерти; старики, женщины и дети беспощадно истреблялись. Из каждых десяти адыгов в живых остался один.

21 мая 1864 года в урочище Красная Поляна, близ Сочи состоялся военный парад царских войск по поводу окончания столетней Кавказской войны. Побежденные, но непокорённые адыги, испокон веков, жившие на кавказской земле, вынуждены были оставить свою Родину, и переселиться в Османскую империю. 

"...И клинки, что людей убивали, на параде сверкали огнём" - напишет потом современник.

ВЫСЕЛЕНИЕ  

Раскаленный песок оттоманской страны 
И мелодия ветра солённого 
Потерявшие небо родной стороны, 
И при жизни уже погребённые. 
Песня-плач старика о дороге судьбы, 
Где адыги свободу утратили, 
И голодный малыш, что прижался к груди, 
От страдания умершей матери. 
Полушёпот молитв в полумраке ночном 
Позабытых Всевышним, обманутых 
Горсть родимой земли в узелочке льняном, 
На ладонях дрожащих израненных. 
И могил свежевырытых тучей ряды 
На прибрежных границах империи 
И скорбящие воины и храбрецы - 
Те, кто в братство исламское верили

Не Черкесии более будут они 
Бескорыстно служить до последнего, 
Седовласой отчизны лихие сыны 
За чужие расплатятся ценности. 
На кривые мечи и клинки янычар 
Призовёт их страна полумесяца 
И под громкие кличи "Аллаху акбар!" 
Тихо смокнут герои безвестные. 
О изгнание. Памяти горе-река, 
Берега твои смертью усыпаны, 
Сколько судеб безвинных ты в даль унесла 
На волнах своих ало-коричневых 
Ты впадала безудержно в омут морской 
Унося за собой обездоленных... 
Сколько вскормлено рыбы трагедией той 
Посчитать разве это возможно ли?

А на родине пусто, безжизненность гор, 
Исполины стоят горемычные, 
Там где раньше гортанный звучал разговор, 
Там другая уж речь, непривычная. 
Там сменились названия рек и лесов, 
Там аулы стоят опустевшие, 
Там и счастье, и радость под цепью оков, 
И посевы до пепла сгоревшие. 
Только зёрна пшеницы, что выпали с рук 
Тех, кого назовут мухаджирами, 
Словно бедам в укор через годы взойдут 
Золотистой нивой над долинами! 
Мы останемся жить в круговерти миров, 
В разных странах и в разных селениях, 
Но в истории Родина наших отцов 
Будет зваться как прежде - Черкесия!

Монумент Памяти и Единения — памятник «Очаг»

 

Монумент Памяти и Единения — памятник "Очаг", установленный в городе Майкопе, посвящённый памяти жертв Кавказской войны. Памятник окружен парком и стал важной составляющей в архитектурной композиции, объединяющей мечеть, филармонию, Национальный музей Адыгеи и площадь Дружбы.

 Монумент Памяти и Единения 

19 июля 2013 года в Майкопе состоялась торжественная церемония открытия монумента "Единение и Согласие". Он посвящен жертвам Кавказской войны и является символом объединения всех жителей республики.

В основе «Монумента» лежит образ очага, имеющего в жизни и быту народа глубоко символическое значение. Очаг один из самых выразительных элементов адыгской архитектуры и с ним связаны много обрядов, которые в совокупности могут быть выделены как понятие «очажная культура». В частности: один раз в год из очага выстреливали в небо, чтобы злой дух не проник в жилье. Очаг - одно из отражений философии народа - быть в единстве с природой, он также является символом гостеприимства, изобилия и миролюбия. Пожар Кавказской войны погасил тысячи очагов.

Идея проекта - создание единого очага для всех адыгов и для приглашения других народов к теплу, к диалогу и взаимопониманию.

По замыслу автора Берсирова А.М. монумент от основания до самого верха разбит на несколько ярусов.

К первому ярусу относится сам стилобат, на котором покоится «Очаг». 

Второй ярус посвящен знаковым элементам адыгской культуры. На восточной стороне композиция, отражающая обряд встречи Нового Года. Новый год наступал с появления из-за гор первых лучей солнца. Рельеф из фигур старейшины, девочки и мальчика в национальных костюмах, каждое утро будет встречать новый день. На южной стороне (гъоу) — рельеф глашатая, зовущего соплеменников вернуться на историческую Родину. На северной стороне изображен герой нартского эпоса Сауеэрыкъо на коне (Тхъожьый) возвращающего огонь людям - адыгский Прометей - который стал главным символом на нашем гербе. Здесь народ смог взойти на Олимп философского осмысления огня, как общечеловеческую ценность. На западной стороне монумента рельеф, практически, повторяющий артефакт — серебреная нашивка на кольчуге воина, состоящего из двух частей. Верхняя часть посвящена торжеству жизни, а нижняя - смерти. В первом случае рождение олененка, а во втором - орел убивает зайца в кустах. Эти две части разделены чертой - другого не дано: «жизнь» или «смерть».

На третьем ярусе размещены барельефы выдающихся представителей народа, внесших заметный вклад в мировую культуру, а также знаменитых воинов - предводителей. 

Четвертый ярус - так называемое «Каменное поле». Настало «время собирать камни». 

Пятый ярус отображает древние элементы символики адыгов, ставшие частью официальной геральдики Республики Адыгея, это «три стрелы» и «12 золотых звезд».

  

Кызбеч Шеретлуко – Черкесский лев и народный герой

 

Тугужуко Кызбэч (Хаджи Хуз-бек, Казбич, Кизбеч; адыг  Тыгъужъыкъо Къызбэч) (1777-1840) - один из самых значительных предводителей адыгов в борьбе Черкессии за независимость во время кавказской войны.

             

 Тугужуко Шеретлуко Кизбеч происходил из дворянского шапсугского рода Шеретлуко. Суровый шапсугский викинг, слава о котором разносилась до Петербурга, еще при жизни заполучил безграничную народную поддержку и уважение. Жестокий и грубый воин он в то же время поражал современников умением поддержать праздник танцем и пением разными голосами. Стоит ли удивляться, что жизнь и смерть народного героя овеяны мистикой и загадками?

 Как закалялся гнев

Кызбеч Тугужуко Шеретлуко родился в 1777 году в семье шапсугского князя Тугуза Ельмишуковича Шеретлукова, который в те годы еще имел власть над шапсугским народом. У Кызбеча было много братьев, но какое положение по возрасту он занимал среди них неизвестно. В те годы их семья проживала в ауле Беаннеш, на реки Адагум, в современном Крымском районе Краснодарского края. Первая загадка жизни Кызбеча - его участие в Бзиюкской битве 1796-го года. Поводом к этой битве послужило восстание крестьян адыгов-шапсугов и адыгов-натухайцев против своих дворян и князей, которых они изгнали. Последней каплей терпения крестьян стало убийство дворянами из рода Шеретлуковых купцов, гостивших у одного из свободных шапсугских крестьян.

Вопрос в том, на чьей стороне оказался 19-ти летний Кызбеч Шеретлуков в битве, в которой он чуть не лишился головы. Боролся он против своего княжеского рода на стороне шапсугских крестьян, либо оказался среди тех представителей аристократии, которым крестьяне разрешили вернуться.

 

Свою славу Кызбеч приобрел в период с 1810 по 1839 годы. Почти все крупные набеги адыгов (черкесов) на казачьи станицы и линейные укрепления в этот период связаны с его именем. По всей видимости, первый опыт Кызбеча - участие в нападении адыгов (черкесов) на Ольгинский пост, где они изрубили казачьего полковника Льва Тиховского. В самом начале 1830-го года Кызбеч собрал крупную партию всадников около 5000 человек с целью нападения на станицу Елизаветинскую и Екатеринодар. Всадники добрались до станицы Елизаветинской, но неожиданно встретили сопротивление казаков и артиллерийских пушек. Отряд оказался в окружении казачьими войсками полковника Безкровного.

Бой длился 6 часов, и несмотря на подкрепление еще в 2000 всадников, Кызбеч вынужден был уйти с потерями за Кубань. Через несколько месяцев он повторил попытку с 3000 всадников, но удачи не добился. В 1834-м году Кызбеч дважды громил Российские отряды регулярных войск. В одном из этих сражений он с 1700 всадниками сумел надолго задержать 14-тысячный отряд русских войск около Абинского укрепления, и не дал ему соединиться с подмогой. В том же году произошел необычный эпизод, когда Кызбеч с 1200 всадниками столкнулся с малочисленным отрядом линейных казаков. Восхищенный мужеством и решимостью казаков, Кызбеч отвел часть всадников. Стороны сражались в равном количестве и джигиты Кызбеча победили. В те годы он активно нападал на любые русские отряды, проходившие вглубь Черкесии.

 Слава народного льва

Кызбеч выступал не только руководителем походов, но и личным героическим примером заражал наездников. В начале июня 1837-го года он в одиночку напал на стражу Николаевского форта (ныне станица Шапсугская), захватил в плен солдата и взял 9 винтовок. Из рапорта начальника Георгие-Афипского укрепления от 22 апреля 1838-го года узнаем, что адыги (черкесы), во главе с Кызбечем, не давали покоя укреплению и нападали то на кашеваров, то на фуражиров, то на дроворубов и на охранявшие их команды.

 

В октябре 1838-го года Кызбеч получил несколько тяжелых ран. К тому времени многие из его сыновей уже пали жертвами войны и это сражение унесло еще одного. Это обстоятельство, по словам английского этнографа и разведчика Джеймса Белла, «... не растрогало отца, и он посмотрел на его смерть, как и вообще здесь смотрят на нее, как на предопределение свыше». Описания сурового "львиного" взгляда Кызбеча встречаются, как у Джеймса Белла, так и у англичанина Джона Лонгворта и крымского татарина на русской службе Султан Хан-Гирея, а позже и Федора Щербины, автора Истории Кубанского казачьего войска. Джеймс Белл называл Кызбеча Хаджи Гуз-беком и именно ему удалось впервые нарисовать портрет этого воина, который он и отдал Шеретлуко.

С легкой руки художника Кызбеч получил всемирную известность, как "Лев Черкесии". Как умного и смелого воина, Кызбеча уважали в среде противников. Русские генералы пытались вступить с ним в переговоры, чтобы переманить на службу России. Император Николай Первый лично за большую сумму предлагал приобрести у Кызбеча его портрет. Все они получали в ответ лишь презрительные отказы.

Бронзовый памятник Тугужуко Шеретлуко Кизбечу, установлен в ауле Афипсип Тахтамукайского района Адыгеи.

Существует история, что Кызбеч получил приветствие лично от египетского султана. Это не легенда. Кызбеч представлял собой уникальное сочетание человека, уважающего традиции своего народа и вместе с тем правоверного мусульманина. В его понимании нормы ислама никогда не противоречили народным адатам. В перерывах между набегами, Кызбеч успел сходить в хадж - священный путь в Мекку, где его безрезультатно вербовал египетский султан.

Мистическое наследие

Кызбечу приписывали мистические черты. Считали, что он чувствует, какой поход станет успешным, а какой гибельным и не выступает в последний. Особенную популярность такое мнение о нем сложилось после катастрофической гибели адыгского (черкесского) отряда в Калаусском сражении в 1821-м году. Тогда многотысячный отряд адыгов (черкесов) намеревался отправиться в набег на правый берег Кубани, но Кызбеч категорически отказался в нем участвовать. Казачий генерал Власов ночью обнаружил партию из 2000 всадников на берегах Кубани. При малом количестве людей он применил хитрость и зажег факелы на большом расстоянии так, что сложилось впечатление о массовости казачьего отряда. Адыги (черкесы) не ожидали встретить врага, смутились и начали хаотично отступать. Отряды вошли в мелкое болотистое русло Калаусского лимана, началась давка, суматоха, кони вязли в тине и тонули. К утру погиб почти весь отряд, попросту утонул. Спаслось лишь несколько десятков человек. После этого мистическая слава Кызбеча, предугадывающего исход сражений, только возросла.

 

Кызбеч Тугужуко Шеретлуко умер через некоторое время после одного из набегов в конце 1839-го года, в котором он получил несколько глубоких ран. По другой версии, 28 февраля 1840-го года во время набегов на русские укрепления. Даже после смерти его образ мерещился адыгам (черкесам) во время набегов в виде призрака на белой лошади и в белом одеянии - такой мощной оказалась вера в святого война. Еще при жизни народ сложил боевые песни во славу Кызбеча и это признак высочайшего уважения. Память об этом воине жива по сей день. В мае 2018-го года в ауле Афипсип торжественно открыли памятник, созданный скульпторами на основании портрета Джеймса Станислава Белла 1838-го года.

В 1926 году из Тбилиси в аул привезли шапсугское знамя Кизбеча – единственное, оставшееся после Кавказской войны. Сейчас флаг хранится в Национальном музее Адыгеи.