версия для слабовидящих

Всероссийский семинар-совещание

Приказ Минобрнауки Республики Адыгея от 22.04.2019 г. № 446 " О проведении Всероссийского семинар-совещания в Республике Адыгея "Северокавказский образовательный диалог" 

Программа Всероссийского семинара-совещания 

Министерство образования и науки Республики Адыгея и Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Адыгея «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации» приглашают принять участие 29-30 апреля 2019 года в работе Всероссийского семинара-совещания «Северокавказский образовательный диалог» (далее – семинар-совещание).

Семинар-совещание проводится в рамках реализации мероприятий по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений в рамках ГПРО.

Семинар-совещание пройдет в очной и дистанционной форме. Ссылки для подключения указаны в тематике пленарного заседания и методических площадок.

29 апреля 2019 года состоится пленарное заседание по теме: «Модернизация содержания обучения и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся в рамках учебных предметов «Математика», «Русский язык и литература», «История России», «Физика», «Химия», «Биология», «Астрономия», которое будет сопровождаться видеотрансляцией. Начало мероприятия в 10.00 (время московское), тестовое подключение с 9.30. Место проведения: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Апшеронская, 110, гостинично-ресторанный комплекс «Зихия». Ссылка для подключения: https://events.webinar.ru/1768573/2310905.

30 апреля 2019 года работа семинара-совещания будет продолжена на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Адыгея «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации» и государственной бюджетной организации дополнительного образования Республики Адыгея «Республиканская естественно-математическая школа».

Тематика методических площадок:

  1. «Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся в рамках учебных предметов «Математика» с учетом регионального опыта работы с одаренными детьми»; ссылка на площадку будет доступна за час до начала мероприятия и будет размещена на сайте ГБУ ДПО РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации», инструкция для подключения размещена по ссылке: http://www.aripk.ru/vserossijskij-seminar-soveshanie-382; тестовое подключение для докладчиков, выступающих в режиме on-line, состоится 26.04.2019 г. в 10:00 ч.; Инструкция по подключению к круглому столу.
  2. «Организация работы сетевых педагогических сообществ», ссылка для подключения: https://events.webinar.ru/1768573/2311053;
  3. «Перспективы школьных информационно-библиотечных центров», ссылка: https://events.webinar.ru/1768573/2310999;
  4. «Возможности инклюзивного образования в современных условиях», ссылка для подключения: https://events.webinar.ru/1768573/2311029;
  5. «Эффективные практики организации внеурочной деятельности по предметной области «Искусство», ссылка для подключения: http://b45337.vr.mirapolis.ru/mira/s/CAmp77.

К участию в работе семинара-совещания приглашаются специалисты системы дополнительного профессионального образования, специалисты методических служб, руководящие и педагогические работники образовательных организаций общего образования. Участие в мероприятии бесплатное.

Просим руководителей институтов развития образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки субъектов Российской Федерации, муниципальных органов управления образованием довести информацию до сведения заинтересованных лиц для участия в работе семинара-совещания.

Для участников из регионов РФ будет организована трансляция семинара-совещания on-line. Для участия в семинаре-совещании в качестве слушателя необходимо отправить заявку в формате *doc (см. Приложение 2) на электронный адрес ipk-ra@yandex.ru.

  • Регистрация для очных участников: 29 апреля с 9.30 ч. до 10.00 ч.
  • Командировочные расходы – за счет направляющей стороны.

Участники семинара-совещания on-line получат электронный сертификат. Для этого в день семинара-совещания необходимо обозначить свое присутствие на мероприятии через чат, указав фамилию, имя, отчество, образовательную организацию, наименование населенного пункта и региона РФ.

29 апреля. Пленарное заседание.

 

29-30 апреля 2019 г. в Республике Адыгея начал свою работу Всероссийский семинар-совещание «Северокавказский образовательный диалог». Организаторами семинара-совещания являются Министерство образования и науки Республики Адыгея и Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Адыгея «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации». Всероссийский семинар-совещание проходит в рамках реализации мероприятий по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы. В работе семинара-совещания принимают участие педагогические работники более 45 регионов Российской Федерации. Опыт своей работы представляют педагоги из Алтайского, Краснодарского, Ставропольского, Забайкальского краев, республик Алтай, Мордовия, Кабардино-Балкария, Чечня, Воронежской, Вологодской, Иркутской, Липецкой, Курской, Челябинской, Тульской областей, г. Москвы и др.

Семинар-совещание проходит в очной и дистанционной форме с подключением представителей субъектов РФ. Для участников из других регионов РФ организована трансляция семинара-совещания on-line.

29 апреля в рамках семинар-совещания состоялось пленарное заседание по теме: «Модернизация содержания обучения и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся в рамках учебных предметов «Математика», «Русский язык и литература», «История России», «Физика», «Химия», «Биология», «Астрономия» вгостинично-ресторанном комплексе «Зихия».

С приветственным словом к участникам семинара-совещания обратилась Кабанова Надежда Ивановна, Первый заместитель Министра образования и науки Республики Адыгея, кандидат экономических наук.

Министерство образования и науки Республики Адыгея принимает активное участие в конкурсных отборах региональных программ развития образования. В 2019 году Адыгея получила субсидию по трем направлениям реализации государственной программы «Развитие образование» Российской Федерации:

- модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержка региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений;

- повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;

- развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка.

Наиболее масштабным для системы образования является федеральный проект «Учитель будущего». В Российской Федерации в целом и Республике Адыгея в частности актуальным является формирование национальной системы учительского роста, направленной на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учёт мнения выпускников общеобразовательных организаций, издание соответствующих нормативных правовых актов - отметила в своем выступлении Надежда Ивановна.

В качестве модератора пленарного заседания выступила Тхагова Фатима Рамазановна, директор Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Адыгея «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации» кандидат педагогических наук, доцент.

Она отметила, что в федеральном проекте «Учитель будущего» в рамках нацпроекта «Образование» кроме усовершенствования учебных программ и обновления образовательных стандартов особый упор делается на то, чтобы педагог развивался и повышал свою квалификацию. Сегодня кроме материально-технической базы людей волнуют вопросы качества подготовки к тому: кто учит, чему учит и как учит. Учитель — главное и незаменимое звено в системе образования.

Фатима Рамазановна обратила особое внимание участников на то, что перед дополнительным профессиональным образованием ставятся ответственные задачи:

- непрерывное образование учителей их переподготовка и повышение квалификации;

-формирование условий (системы) для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий. Ведь цифровая образовательная среда требует от школьного учителя постоянного развития;

- участие в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками;

- привлечение работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок и т.д.

В ходе пленарного заседания с презентациями выступили:

Коровина Ольга Юрьевна, начальник отдела по развитию инноваций в сфере общего образований Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», эксперт, координатор проекта, кандидат педагогических наук по теме: «Модернизация технологий и содержания обучения в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;

Таппасханова Марина Байдуллаховна, начальник отдела развития профессиональных коммуникаций и электронного обучения ГБУ ДПО «Центр непрерывного развития» Кабардино-Балкарской Республики по теме: «Организация работы сетевых педагогических сообществ в Кабардино-Балкарской Республике»;

Шорова Жанна Ибрагимовна, доцент кафедры химии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», кандидат педагогических наук по теме: «Модернизация содержания обучения и технологии формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся в рамках учебного предмета» -  «Химия»;

Кабаян Ольга Сергеевна, доцент кафедры ботаники ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», кандидат педагогических наук по теме: «Модернизация содержания обучения и технологии формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся в рамках учебного предмета» -  «Биология»;

Чухланцева Анна Ивановна, доцент кафедры филологического образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края, кандидат филологических наук по теме: «Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся в рамках предметов филологического цикла»;

Кумпан Вадим Александрович, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», к.и.н., магистр менеджмента по теме: «Метапредметные логические навыки в подготовке к ЕГЭ по обществознанию»;

Гонтарь Светлана Анатольевна, главный методист по истории и обществознанию корпорации «Российский учебник» по теме: «Содержательные аспекты и методический аппарат УМК по обществознанию для достижения образовательных результатов»;

Дамбаева Бальжит Балдандоржиевна, ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», кандидат педагогических наук и Дамдинжапова Оюна Мункожаргаловна, заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат», Агинский район Забайкальского края по теме: «Деятельностное содержание образования: от поисков к решениям»;

Гайфутдинова Светлана Николаевна, заведующий библиотекой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №71» г. Краснодара по теме: «Создание интерактивной информационно-образовательной среды школьной библиотеки в условиях ФГОС»;

Жаглина Ольга Александровна, методист-заведующий Информационно-библиотечным центром ГБУ ДПО Воронежской области «Институт развития образования» по теме: «Создание сети информационно-библиотечных центров как инструмент формирования образовательной среды в регионе»;

Жукова Ирина Николаевна, доцент кафедры теоретической физики ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» по теме: «Формирование предметных результатов у обучающихся в рамках предмета «Физика»;

Шамбин Александр Иванович, старший преподаватель кафедры теоретической физики ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» «Формирование предметных результатов обучающихся в рамках предметов «Физика» и «Астрономия».

                                                                       

30 апреля 2019 года работа семинар-совещания будет продолжена в формате методических площадок на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Адыгея «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации» и государственной бюджетной организации дополнительного образования Республики Адыгея «Республиканская естественно-математическая школа».

1. Круглый стол «Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся в рамках учебных предметов «Математика» с учетом регионального опыта работы с одаренными детьми».

30 апреля 2019 года на базе ГБО ДО РА «Республиканская естественно-математическая школа» участники Всероссийского семинара-совещания продолжили свою работу в формате круглого стола «Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся в рамках учебных предметов «Математика» с учетом регионального опыта работы с одаренными детьми».

В рамках круглого стола был представлен опыт регионов по работе с одаренными детьми  в области учебного предмета «Математика». Участниками и выступающими были затронуты вопросы работы с одаренными детьми разных возрастных категорий и уровня подготовки. Был представлен большой спектр мероприятий российского и международного уровня по привлечению и популяризации математического образования.

 «Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье.   Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности», - отметила в своем приветственном обращении к участникам круглого стола Шорова Жанна Казбековна, заместитель директора по научной и инновационной деятельности ГБУ ДПО РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации», кандидат филологических наук.

В качестве модератора круглого стола выступила Вернигорова Ирина Юрьевна, методист ГБУ ДПО РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации».

 Выступления

Систему работы с математически одаренными школьниками в Республике Адыгея на примере Республиканской естественно-математической школы представил  Бойченко Сергей Евгеньевич, старший преподаватель кафедры прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет».

Региональный опыт работы с одаренными детьми Тульской области по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся в рамках учебных предметов «Математика» в условиях реализации ФГОС представила в своем выступлении  Серёгина Лариса Васильевна, доцент кафедры основного и среднего общего образования ГОУ ДПО Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области».

Обсуждение  данного вопроса  продолжили  коллеги из Краснодарского края по теме: «Формирование личностных результатов учащихся в процессе работы с одаренными детьми в сельской школе» - Гутманова Алефтина Валерьевна, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» станицы Кирпильская Усть-Лабинского района Краснодарского края и «Формирование метапредметных результатов учащихся в рамках работы школьного математического курса» - Тытарь Инна Валерьевна, учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» станицы Кирпильская Усть-Лабинского района Краснодарского края.

Основные подходы к организации работы по развитию математических способностей талантливой молодежи Челябинской области  представила Шайкина Виктория Николаевна, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».

Евтыхова Нафисет Муратовна, доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методик их преподавания в системе дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» выступила по теме «Формирование функциональной математической грамотности будущих учителей начальных классов».  

 Участники круглого стола обменялись мнениями и опытом в рамках формирования предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся в рамках учебных предметов «Математика» с учетом регионального опыта работы с одаренными детьми. Участники выразили желание о дальнейшем сотрудничестве и проведении мероприятий подобного рода. Работа прошла на достаточно высоком профессиональном уровне. 

 2.Методическая площадка «Перспективы школьных информационно-библиотечных центров».

30 апреля 2019 года в ГБУ ДПО РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации» участники Всероссийского семинара-совещания продолжили свою работу в формате методической площадки «Перспективы школьных информационно-библиотечных центров».

В ходе работы методической площадки были освещены основные направления создания школьных ИБЦ Республики Адыгея, обозначены проблемы развития школьных библиотек и пути их решения в контексте реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, также в режиме подключения  коллеги из других субъектов РФ представили лучшие практики по созданию  школьных ИБЦ в своих регионах.

С  приветственным словом  к участникам семинара-совещания обратилась Хариева Джамиля Садировна, заместитель директора по развитию региональной системы образования и внешним связям, пожелав всем успешной и плодотворной работы. В своем обращении она отметила, что модернизация инфраструктуры информационно-библиотечных центров сети опорных школ Республики Адыгея является одной из важных  задач АРИПК.

В качестве модератора выступила Джаримова Роза Нурбиевна, методист информационно-библиотечного центра АРИПК. Она обозначила основные этапы и направления работы в регионе в контексте реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров. Одним из основных вопросов было представление пакета региональных нормативных документов, регламентирующих деятельность школьных информационно-библиотечных центров, разработанного информационно-библиотечным центром АРИПК.

Было отмечено, что на сегодняшний день в республике проходит заочный конкурс между школами муниципальных  образований для формирования региональной сети информационно-библиотечных центров(РИБЦ),в которую войдут 10 центров: 1 региональный ресурсный информационно-библиотечный центр при ГБУ ДПО РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации», осуществляющий информационно-методическое и технологическое  сопровождение региональной сети ИБЦ,  и  9 школьных ИБЦ в муниципальных образованиях Республики Адыгея на базе  школ.   

Выступления участников методической площадки

«Главная задача будущих информационно-библиотечных центров заключается в  создании информационно образовательного пространства для наших детей, которое поможет им сформировать правильную мировоззренческую позицию, демонстрирующую их готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни. Исходя из этого, необходимо проанализировать ситуацию, оценить возможности и разобраться, какова целесообразность тех или иных действий? Каковы современные тенденции развития информационной среды? Какие действия приблизят нас к решению поставленных? Что может оказаться самым важным, в вопросе создания школьных библиотечно-информационных центров?». Эти и другие вопросы  подробно осветила  в своем выступлении «Перспективы школьных информационно-библиотечных центров в рамках внедрения и реализации ФГОС» Тлюстен Фатима Кимовна, директор Научной библиотеки ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет».

Гольдштейн   Елена Николаевна, методист информационного центра «Библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО  представила  подробный практикум по созданию информационно-библиотечного центра ОО.

Кирюхин Олег Анатольевич, методист РОП «Юг» ГК «Издательство «Просвещение», доктор педагогических наук, профессор, «Заслуженный учитель РФ» выступил по теме: «УМК, учебные пособия как основа качества образования при комплектовании библиотечных фондов в школьных информационно-библиотечных центрах с использованием продукции ГК «Издательство «Просвещение».

Опытом практической работы по созданию коллективных творческих проектов совместно с школьными библиотеками поделилась Таран  Наталья Викторовна, заведующая библиотекой МБОУ «Лицей № 19» муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея.

Далее, работу площадки продолжила Айрапетян Гаяне Ленрики, заведующая библиотекой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» г. Краснодара. Участникам семинара была предоставлена возможность познакомиться с уникальным для Краснодара школьным ИБЦ «Книгомакс».

«Сегодня «Книгомакс» – это не просто школьная библиотека, а современный информационно-библиотечный центр, оснащенный современным компьютерным, электронным и интерактивным оборудованием, а все процессы и операции, благодаря системе «ИРБИС-64», установленной на сервере образовательной организации автоматизированы», - отметила Гаяне Ленрики.

 Вопросы кадрового обеспечения школьных информационно-библиотечных центров Челябинской области: проблемы и перспективы осветила в своем выступлении Качева Елена Валерьевна, заведующий региональным информационно-методическим центром ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кандидат педагогических наук.

 Возможности зонирования пространства школьной библиотеки представила в своей презентации «Информационно-библиотечный центр – пространство активной деятельности» школы» Ярмошевич Мария Валентиновна, зав. библиотекой МБОУ «СОШ № 27» а. Новая Адыгея муниципального образования «Тахтамукайский район.

Иглина Наталья Александровна, заведующая библиотекой МБОУ «Лицей №35» муниципального образования «Город Майкоп» выступила с презентацией и видеороликом по теме «Использование квест-технологий в работе школьного библиотекаря".                                                                                                                                                              Подводя итоги работы, было отмечено, что одной из ключевых задач региона является реализация региональной Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров Республики Адыгея. Участники методической площадки  обозначили дальнейшие перспективы развития школьных ИБЦ и выразили желание в проведении таких мероприятий для трансляции и успешного внедрения лучших информационно-библиотечных практик, идей и разработок в своей работе. 

 3.Методическая площадка «Организация работы сетевых педагогических сообществ».

 30 апреля в рамках Всероссийского семинара-совещания «Северокавказский образовательный диалог» состоялось заседание методической площадки «Организация работы сетевых педагогических сообществ».

Среди участников были специалисты методических служб, руководители РМО, члены предметных ассоциаций УМО в системе образования Республики Адыгея, преподаватели высших учебных заведений республики, учителя-словесники и т.д.

Дискуссионную площадку открыла Нагоева Джанщир Умаровна, заместитель директора по учебно-методической работе ГБУ ДПО РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации», которая обратила особое внимание присутствующих на то, что важную роль в повышении профессиональной компетентности учителя играют сетевые педагогические сообщества. В условиях информатизации общества и динамичного развития информационно-коммуникационных технологий  возрастают требования к учителю со стороны учащихся, родителей, социума.

Время диктует необходимость активизации педагога в процессах самообразования, переосмысления его деятельности: от активных форм учебной деятельности, инновационных форм организации образовательного процесса, в том числе проектной, исследовательской, дистанционной, использования новых цифровых учебных инструментов, электронных медиатек до новых подходов в управлении школой.

Все перечисленные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые можно решить с помощью положительного опыта педагогической общественности, уже внедряющей на практике новые подходы к образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом.

 Компьютерные технологии настолько прочно вошли в практику работы учителей, не только в ежедневной работе, но и появляется потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов преподавания учебных предметов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем при использовании потенциала стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий.

 Сетевые сообщества педагогов, решают ряд важных задач, решение которых раньше было возможно лишь при непосредственной встрече и обмене информацией по почте или через электронные носители.

В ходе заседания методической площадки «Организация работы сетевых педагогических сообществ» с презентациями выступили:

- Почешхов Нурбий Асланович, профессор кафедры Отечественной истории, историографии, теории и методологии истории. декан исторического факультета ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», доктор исторических наук по теме: «Особенности сетевого взаимодействия в области историко-обществоведческого образования в Республике Адыгея»;

 - Чаплыгина Мария Евгеньевна, доцент кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» по теме: «Школа молодого учителя: формирование индивидуальной траектории профессионального роста»;

- Осетрова Оксана Александровна, преподаватель кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» по теме: «Профессиональное педагогическое сообщество как форма профессионального развития учителя»;

- Грешилова Ирина Александровна, проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», кандидат философских наук, доцент по теме: «Профессиональные педагогические сообщества как ресурс развития педагогических кадров»;

- Щеглов Дмитрий Владимирович, заместитель директора центра организации внедрения эффективных образовательных практик ГБУ ДПО Воронежской области «Институт развития образования»по теме: «Региональный опыт организации работы сетевых общественно-профессиональных сообществ»;

     - Ротобыльский Константин Андреевич, заведующий кафедрой информационно-технологического образования ГАУ ДПО Липецкой области «Институт развития образования» по теме: «Опыт по организации работы сетевых педагогических сообществ в Липецкой области»;

     - Тхагова Марина Хасамбиевна, учитель биологии МБОУ муниципального образования «Кошехабльский район» «Средняя общеобразовательная школа № 5 им. Героя Советского Союза А.Ю. Кошева», руководитель муниципального методического объединения учителей биологии по теме: «Краеведческий компонент как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках биологии».

4. Методическая площадка «Эффективные практики организации внеурочной деятельности по предметной области «Искусство».

30 апреля 2019 г. в рамках Всероссийского семинар - совещания по вопросам внедрения и реализации ФГОС «Северокавказский образовательный диалог» продолжила работу методическая площадка «Эффективные практики организации внеурочной деятельности по предметной области «Искусство».

С приветственным словом и в качестве модератора методической площадки выступила Нагоева Джанщир Умаровна, заместитель директора по учебно-методической работе Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Адыгея «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации».

Она отметила,  что внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.

Важную роль в развитии обучающихся играет школа и учреждения дополнительного образования, которые обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора ребенка.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на оказание профессиональной помощи участникам образовательного процесса при  освоении нового вида учебной деятельности для:

  • формирования учебной мотивации;
  • расширения образовательного пространства, путем создания дополнительных условий для развития учащихся;
  • создания сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Предметная область «Искусство» - особая учебная область, где учитываются не только знания, умения и навыки, но и субъективные художественно-эстетические предпочтения и суждения.

В основе работы внеурочной деятельности по предметной области «Искусство», лежит не только предметно-практическая деятельность, которая развивает обучающихся, но и духовно-нравственное воспитание школьников, основанное на культуре, традициях, обычаях своего народа.

Развитие духовно-нравственной, творческой личности школьников, реализуется наиболее полно, если образовательный процесс выносится за рамки традиционного школьного обучения. Необходим комплексный подход к духовно-нравственному развитию, через освоение музыки и изобразительного искусства на уроках и в разных формах внеурочной деятельности, которая в школе должна организовываться как специальная художественно-творческая деятельность; внеурочный процесс должен быть ориентирован на современные педагогические технологии и образовательные формы.

В работе методической площадки приняли участие:

  • Абакумова Елена Викторовна, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна, директор Института искусств ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», кандидат педагогических наук по теме: «Возрождение народных ремёсел Адыгеи в практике проведения во внеурочное время мастер-классов: искусство войлоковаляния»;
  •  Кунижева Нафисет Хазретовна, учитель музыки, МХК МБОУ «Лицей №19» муниципального образования «Город Майкоп» по теме: «Результаты эффективности социализации обучающихся средствами внеурочного проекта АРТ-СТУДиЯ «Арлекино»;
  •  Джамирзе Азида Гиссовна, учитель музыки, МХК МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2  им. Х.Я. Беретаря» муниципального образования «Город Адыгейск» по теме: «Результаты внеурочной деятельности при работе с детским хором»;
  • Кабардокова Светлана Назарбиевна,  учитель музыки, МХК МБОУ «Средняя школа №7» муниципального образования «Город Майкоп» по теме: «Внеурочная деятельность как дополнительный курс при создании презентации «Самобытность танцевальной культуры адыгов»;
  •  Близнюкова Ольга Константиновна, учитель музыки МБОУ «Майкопская гимназия №22» по теме: «Эффективная организация внеурочной деятельности в работе с солистами вокального ансамбля»;
  •  Петриенко Ольга Михайловна, учитель МХК высшей квалификационной категории МБОУ «Майкопской гимназии №22», г. Майкопа по теме: «Использование технологии музейной педагогики во внеурочной деятельности обучающихся»;
  • Гончар Наталья Ивановна, учитель музыки, МХК МБОУ «Лицей №35» муниципального образования «Город Майкоп» по теме: «Метод организации внеурочной деятельности при создании презентации «Нартский эпос».

5. Методическая площадка «Возможности инклюзивного образования в современных условиях» 

30 апреля 2019 года на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Адыгея «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»была организована работа методической площадки «Возможности инклюзивного образования в современных условиях» в рамках Всероссийского семинара-совещания «Северокавказский образовательный диалог» 29-30 апреля 2019 года в Республике Адыгея.

Работу площадки открыла Максименко Ульяна Владимировна, старший преподаватель АРИПК, кандидат психологических наук, которая поприветствовала участников мероприятия, определила программу работы и обозначила актуальность инклюзивного образования в РФ в целом и Республике Адыгея в частности. Ульяна Владимировна отметила, что доля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48% до 26%; 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья; до 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение ЦНС); не более 10% детей дошкольного возраста и 4% детей подросткового возраста абсолютно здоровы. С 1 сентября 2016 года вступили в силу два ФГОС (ФГОС НОО для с детей с ОВЗ и ФГОС обучающихся УО (ИН)). Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации»).

Новиков Александр Николаевич, заместитель декана по УР, доцент кафедры общего языкознания ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», кандидат филологических наук, рассмотрел возможности применения инклюзивного подхода в обучении в ВУЗе на примере гуманитарных наук. Современный этап развития системы высшего образования связан с новой моделью подготовки специалистов, основанной на компетенциях, которыми должен обладать каждый выпускник вуза, чтобы вести успешную экономическую и социальную деятельность. Поэтому учебно-методическое обеспечение образовательных программ - это не только существенный компонент ФГОС ВО и один из важных аккредитационных критериев, но и значимый элемент новой модели образования. Инклюзивный подход подразумевает, прежде всего, поддержку равного доступа к образованию. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечиваются печатными и/или электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

В регионах имеется уникальный опыт внедрения инклюзивных практик при реализации программ основного общего образования. Челябинская область углубленно работает над освоением предметов естественного-математического цикла. Коликова Елена Георгиевна, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» познакомила слушателей с особенностями работы своих коллег в данном направлении.

Количество детей с множественными нарушениями в развитии с каждым годом возрастает. Вопросы комплексного исследования и диагностики данной категории обучающихся являются актуальными и востребованным. Более подробно с проблемами диагностики расстройств аутистического спектра у обучающихся с умственной отсталостью участников методической площадки познакомила Абуталипова Эльза Насибулловна, заведующая кафедрой коррекционной педагогики ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан».

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. В современной ситуации потребность детей с ограниченными возможностями в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает самостоятельность, общественную ценность растущего человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода ребенка в социум. В режиме онлайн трансляции к работе методической площадки подключился Забайкальский край в лице Портновой Людмилы Константиновны, заведующей кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», кандидата психологических наук. Продолжила обсуждение данной темы заместитель директора по ВР СОШ №11 г. Чита Нуштаева Ольга Викторовна.

Опыт работы по организации социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве представила Ермакова Вера Владимировна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования ГОУ ДПО ТО «»Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области».

Создать единое образовательное пространство достаточно тяжело для определенных категорий детей с ОВЗ. К ним относятся дети с проблемами слуха. Уникальная системы работы, созданная в советское и постсоветское время показывает свои результаты и используется в системы образования Республики Адыгея. Непсо Зарема Эдуардовна, учитель-дефектолог (сурдопедагог) ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения» рассмотрела ключевые моменты педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха.

Нельзя оставить без внимания и дошкольную систему образования, которая столкнулась с массовым потоком детей с ОВЗ различной нозологии. С практикой организации инклюзивного образовательного пространства для детей с расстройствами аутистического спектра в условиях детского сада слушателей площадки познакомила Асламазовала Лилия Артуровна, доцент кафедры педагогической психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», кандидат психологических наук.

Воронежская область имеет опыт построения успешных траекторий обучения детей с ОВЗ, который нам представила Недорезова Ольга Владимировна, директор ГБУ Воронежской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Обучающиеся с нарушениями зрения также тяжело вписываются в инклюзивное образовательное пространство, так как перед педагогом ставится задача освоения не только предметных, методических и коммуникативных профессиональных компетенций, но и овладение узкоспециализированными, дефектологическими знаниями, умениями и навыками. Какая должна быть образовательная среда школы для детей с нарушениями зрения нам рассказала Бричева Анаида Нальбиевна, учитель-дефектолог (тифлопедагог) ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения».

Ценным является тот опыт, который приобретается в практической деятельности. Республика Чечня в режиме онлайн осветила перспективы внедрения инклюзивного образования в общем в стране и в своем регионе в частности. Выступление подготовила Теучеж Нуриет Юнусовна, старший преподаватель ГБУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования».

Коррекционные школы в настоящее время переименованы в школы для детей с ограниченными возможностями здоровья и функционируют в условиях сопровождения детей с различной нозологией. Нестеренко Ирина Евгеньевна, директор МКОУ «Школа для детей с ОВЗ» г. Майкопа более подробно остановилась на методах нейропсихологической коррекции в процессе организации комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Второй год в Республике Адыгея на базе школы-интерната для детей с проблемами слуха и зрения функционирует инклюзивный центр, на базе которого обучаются дети с расстройствами аутистического спектра. Особенности организации обучения данной категории детей в условиях школы-интерната осветила Мамижева Фатимет Муаедовна, учитель начальных классов ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения».

В результате работы методической площадки были затронуты актуальные вопросы обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровьям различной нозологии; приняли участие представители всех ступеней системы образования, транслирован региональный опыт работы, обобщены наработки Челябинской, Тульской, Воронежской областей, Забайкальского края, Республик Башкортостан и Чечня.