версия для слабовидящих

Часто задаваемые вопросы

 

ПО ПРОФСТАНДАРТУ

Зачем педагогам нужен профстандарт?

Профессиональный стандарт работает в двух плоскостях: с одной стороны, это основа для анализа и реформирования педагогического образования, а с другой стороны– это основа для регулирования трудовых отношений: требования к работникам, основа для аттестации педагогических работников, присвоения квалификации и званий. Профессиональный стандарт предъявляет требования к регламентам, регулирующим трудовые отношения и подготовку педагогических кадров.

 

Для каких еще профессий в сфере образования будут разрабатываться профессиональные стандарты, и будут ли для них создаваться экспериментальные площадки по апробации и внедрению?

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года создана  Рабочая группа по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов, утвержден ее состав, а также план-график ее деятельности. В 2015 – 2018 году Минобрнауки РФ будет проведена  работа по разработке  следующих профессиональных стандартов работников сферы образования:

  • Педагог (педагогическая деятельность в  сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых;
  • Специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся);
  • Педагог-психолог (психолог в сфере образования);
  • Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог);
  • Тьютор, ассистент (помощник).

 

Какие основные нововведения в работе учителя отражены в профстандарте педагога?

Образовательный процесс будет развиваться в направлении инклюзивности. В него должны быть включены любые ученики: одаренные и имеющие проблемы в развитии, девиантные учащиеся и ученики с ограниченными возможностями здоровья, а также ученики, для которых русский язык не является родным.

Предполагается владение современными информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), знание и использование социальных сетей.

 

Утвержденный вариант профстандарта официально называется «Профессиональный стандарт педагога», а не «учителя»? Почему именно такая терминология?

Не важно, кто учитель по специализации – математик, физик, историк – это все равно – обучение, воспитание и развитие. Это структура общей профессиональной деятельности. Разработчики взяли понятие «педагог», так как оно шире понятия «учитель».

 

Разработчиков часто упрекают в предъявлении завышенных, даже невыполнимых требований к педагогам. Например, для осуществления воспитательной работы учитель должен обладать восемнадцатью различными умениями и навыками, для успешного развития ребенка – двадцатью. Не слишком ли много для одного человека?

Ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый директор школы вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности: предметном, воспитательном, работе с одаренными, с трудными, с инвалидами – в зависимости от особенностей своей образовательной организации стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от учителя, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Учитель в данном случае выступает в роли социального терапевта, который обнаруживает проблему и при необходимости направляет пациентов к разным специалистам. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.

 

Будет ли способствовать введение профессионального стандарта повышению качества образования?

Во –первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей; Во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки учителя и необходимости постоянного профессионального роста; В третьих, профессиональный стандарт учителя повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.

 

Часто приходится слышать: а что изменится с введением профстандарта? Станет ли жизнь учителя легче или труднее?

Конкретные критерии, жестко сформулированные в стандарте, помогают выявить пробелы в образовании учителя и в его компетенциях. И тогда нужно разбираться, какая помощь ему требуется: стажировка, переподготовка, просто временный отдых и только в крайнем случае отстранение от должности. Но это уже другие проблемы, связанные с повышением эффективности в работе всех участников образовательного процесса в меняющейся образовательной среде.

 

ПО ОВЗ

 

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, чем отличаются АООП, СИПР и ИПРА. В каких случаях нужны СИПР и ИПРА?

АООП - это адаптирована основная общеобразовательная программа, разработанная на одну нозологическую группу обучающихся с ОВЗ и на уровень образования (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями на период обучения 1-9/1-12/1-13 классы). ИПРА - это индивидуальная программа реабилитации и абилитации . Данный документ разрабатывается на основе нормативно-правовых актов медико-социальной экспертизы документ, включающий в себя комплекс оптимальных для человека с инвалидностью реабилитационных мероприятий. СИПР - это специальная индивидуальная программа развития, разработанная на основе АООП и с учетом ИПРА. СИПР составляют на отдельного обучающегося, чаще всего на ребенка имеющего тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) и на один год обучения.

 

Положена ли доплата классному руководителю за детей с ОВЗ? У меня их 2 после ПМПК?

В Письме Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599 «О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда» разъяснено, что педагогическим работникам, непосредственно осуществляющим воспитательно-образовательный процесс, за работу с детьми с ОВЗ МОГУТ (но не должны!) устанавливаться повышающие надбавки. Конкретный размер надбавки определяется образовательным учреждением самостоятельно. В каждом отдельном регионе существуют нормативные акты, регулирующие данный вопрос.

 

Подскажите, пожалуйста, в нашей школе есть дети с ОВЗ. Администрация школы рекомендовала нам пройти курсы. Я прошел курсы ПК по предмету, где есть модуль по ОВЗ. " Мне сказали, что такое количество часов не подходит. Обьясните, пожалуйста, причину?

В рекомендациях Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ», говорится о том, что все специалисты, работающие с детьми с ОВЗ должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов). Тематика курсов должна отражать особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и (или) введение ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС обучающихся с умственной отсталостью. Рекомендуем вам пройти дополнительные курсы повышения квалификации.

 

В детском саду в группе один ребенок с ОВЗ. Кто должен писать адаптированную программу: воспитатель или специалисты (психолог, логопед)?

Рекомендуем вам ознакомиться с методическими рекомендациями Минобрнауки России от 20.02.2017 № 07- 818 «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ (стр 8 – 13). На основании этих рекомендаций спланируйте свою деятельность по разработке положения (локального акта) ДОУ, в котором будет закреплена процедура разработки и реализации АОП.

 

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, нужно ли размещать на официальном сайте адаптированную программу. Если да, то в каком виде?

Согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации" образовательная организация размещает на своем официальном сайте АООП с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

 

Добрый день. Ребенок с 3 лет в детском саду по решению ПМПК занимается по адаптивной программе для детей с ЗПР. В 2020 году пойдет в 1 класс. Имеем ли мы право отказаться от адаптивной и пойти в школу по обычной программе, несмотря на рекомендации специалистов ПМПК.

Вы, как родитель, имеете право отказаться от АОП по типу ЗПР. Это ваше право. Пока заключение ПМПК носит рекомендательный характер. В этом году, возможно, ситуация, с точки зрения юридических оснований, изменится. При этом, хотелось бы вас предупредить, что отсутствие у ребенка заключения ПМПК освобождает школу от обязательств, связанных с созданием ему специальных условий, включая сопровождение специалистами. Он будет на общих основаниях выполнять учебную нагрузку, рассчитанную на нормативного ребенка. Хорошо продумайте эту ситуацию?! Не создаете ли вы для своего ребенка "ситуацию риска"?!

 

ПО АТТЕСТАЦИИ

 

Как часто необходимо проходить курсы повышения квалификации?

Как и учителя младшей и средней школы, воспитатели должны проходить курсы повышения квалификации. Согласно профстандарту, периодичность прохождения курсов дополнительного профессионального образования составляет 1 раз в 3 года.

 

Какое количество часов по курсам повышения квалификации необходимо для аттестации на первую/высшую категории?

Прохождение курсов повышения квалификации и прохождение процедуры аттестации на установление квалификационной категории между собой не связаны. Не нужно проходить курсы повышения квалификации перед тем как подать заявление ка категорию. Необходимость прохождения курсов или переподготовки устанавливает работодатель, исходя из графика, утвержденного локальным нормативным актом, а проходить или нет аттестацию на категорию - решает педагогический работник самостоятельно, по своему желанию.

 

Может ли педагогический работник в одном заявлении указать не одну должность, по которой он желает пройти аттестацию?

Приказом Департамента четко установлено, что на каждую должность педагогический работник подает отдельное заявление с соответствующим пакетом документов. Аттестационная комиссия, в свою очередь, принимает соответствующее решение по каждой должности

 

Имеет ли право учитель, имеющий среднее профессиональное образование претендовать на установление высшей квалификационной категории?

Было бы нецелесообразным педагогическому работнику (к примеру, учителю), имеющему высшую квалификационную категорию, отказывать в приеме заявления и в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по другой должности (к примеру, педагога дополнительного образования), учитывая, что решение об установлении высшей квалификационной категории по другой должности будет приниматься аттестационной комиссией после осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника по новой должности.

 

Если на данный момент есть категория по должности «преподаватель», необходимо ли по должности «учитель» пройти процедуры аттестации?

Согласно приказу Департамента квалификационная категория, полученная по должности «преподаватель» учитывается и распространяется на должность «учитель».

 

Необходимо ли после установления квалификационной категории проходить курсы профессиональной переподготовки, если нет педагогического образования? В таком случае, на какой срок будет действительна категория?

Проходить курсы повышения квалификации нужно только в том случае, если аттестационная комиссия установила Вам категорию, но указала в качестве рекомендаций прохождение данных курсов. В этом случае Ваш работодатель направит Вас на курсы внепланово и отчитается перед комиссией, что Вы данные курсы прошли. Срок действия установленной аттестационной комиссией квалификационной категории составляет 5 лет независимо от прописанных рекомендаций и даже при переходе в другую образовательную организацию.

 

Если отсутствие педагогического образования не влияет на прохождения процедуры аттестации, не обязан ли педагог после установления категории получить педагогическое образование соответствующее занимаемой должности?

Решение по установлению квалификационной категории принимает аттестационная комиссия. И если она приняла решение в пользу установления категории, то, значит, Вы имеете достаточный опыт педагогической работы, подтвержденный документами и материалами, направленными в аттестационную комиссию (согласно п. 23 Нового порядка аттестации аттестационная комиссия имеет право принять решение в пользу установления категории для работников, имеющих достаточный педагогический опыт, но работающих без педагогического образования). Получать или нет педагогическое образование - это решение остается за Вами.

 

Какие изменения будут в новой форме аттестации: Сохранится ли альтернатива при выборе форм аттестации?

В 2020 году ожидаются серьезные перемены в сфере общего образования. Помимо доплат учителям за классное руководство, уже с этого года может поменяться процедура аттестации учителей. Фактически система уже действовала – ее апробировали в нескольких регионах России. С 2020 года она может стать уже обязательной для всех.

Новая система аттестации призвана избавить от недостатков уже существующей модели: освободить учителей от избыточной отчетности и формализма. Теперь, как сказано выше, квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ.

Самое главное – вводится система оценки из трех блоков:

  • письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока, и т.д. В рамках апробации на этот блок отводилось 2 часа;
  • анализ образца профессиональной деятельности учителя. Это, как предполагалось, видеозапись урока, которую затем просмотрят независимые эксперты и дадут свою оценку навыкам учителя. К видео будет прилагаться план урока и образцы проверочных работ учеников. С этим блоком возникало больше всего вопросов – учителя беспокоились о правах детей, переживали за технические вопросы, просто не знали, как это все организовать.
  • решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

На все 3 блока, как предполагается, учителям будет отведено определенное время (с установленным графиком, в какие дни что можно сдавать).

Но это еще не все. ЕФОМ (то есть, 3 перечисленных блока) – это только максимум 60 баллов из возможных 100. Будут оцениваться и другие факторы:

  • успешность выпускников – 20 баллов;
  • индивидуальные достижения – 15 баллов;
  • условия профессиональной деятельности – 5 баллов.

 

ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ

 

Устанавливается ли минимальный и максимальный порог количества часов на внеурочную деятельность?

Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы   определяет образовательная организация. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом образовательной организации.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся.

Рекомендовано при комплектовании часов внеурочной деятельности руководствоваться нормативами ФГОС НОО, в которых отмечается, что время, отводимое на внеурочную деятельность составляет до 1350 часов.   Нижняя граница часов определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с его спецификой и построенной  моделью внеурочной деятельности.

 

Как производится учет занятости учащихся внеурочной деятельностью? 

Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогом в Журнале учета. Журнал учета должен содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество педагога, фамилии, имена обучающихся, класс, дату и форму проведения занятия, содержание. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

 

Как осуществляется оплата часов ВУД?

Оплата часов по внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с приказом образовательной организации. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самой образовательной организации, так и за счет интеграции ресурсов образовательной организации и организации дополнительного образования детей.

 

 

Что делать, если родители отказываются от дополнительных часов по внеурочной деятельности?

Дополнительные программы в рамках внеурочной деятельности выбирают родители (законные представители). Выбор программ и часов внеурочной деятельности на следующий учебный год определяется на родительских собраниях в апреле-мае. Рассмотрение вопроса организации внеурочной деятельности протоколируется. Родителей (законных представителей) знакомят с  организацией внеурочной деятельности, осуществляется выбор дополнительных программ. С каждого родителя (законного представителя) берется подпись о выборе программ. Родитель может отказаться от аудиторных часов по внеурочной деятельности, то есть от организации внеурочной деятельности через  программы.

Так как аудиторных занятий по внеурочной деятельности не должно быть более 50%, поэтому для данного ребенка внеурочная деятельность будет организована через иные существующие в образовательной организации формы.

 

Все ли направления внеурочной деятельности обязательно должны быть реализованы через специально разработанные программы?

Нет. Количество аудиторных часов не должно быть более 50%. Одни направления можно реализовывать через программы, а другие - через формы. Но в документах внутришкольного мониторинга необходимо это отразить.

 

ДЛЯ ЮРИСТА

 

Обязан ли учитель помимо бумажного классного журнала заполнять и электронный? На какие законодательные акты можно ссылаться в разрешении этого вопроса?

Обязан ли учитель помимо бумажного классного журнала заполнять и электронный? На какие законодательные акты можно ссылаться в разрешении этого вопроса?

 

Положены ли воспитателю, работающему в ДОУ г. Майкопа  командировочные выплаты, во время курсов повышения квалификации?

ТК РФ, Статья 187. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

 

Каков порядок начисления командировочных за курсы повышения квалификации? Здравствуйте. Я работаю в школе учителем меня отправили на курсы повышения квалификации в другой город, оплату произвели за эти дни таким образом: оплата учебного отпуска. При этом заработная плата за 5 дней которые я провёл вне дома была с меня удержана. И оплачены только пять дней отпуска как мне пояснили. Правильно ли это?
это?

В соответствии с ТК РФ (ст. 187) при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Таким образом, правильно должно быть так: за Вами сохраняется средняя заработная плата и выплачиваются командировочные расходы. Понятие учебного отпуска, в данном случае, не применимо.