версия для слабовидящих
19.11. 2021 г.

«Писатель, потрясающий душу»

 Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать

всю жизнь, то не говори, что потерял время.

Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Ф. Достоевский 

11 ноября 2021 году культурное сообщество России отметит 200-летний юбилей Ф. М. Достоевского. За два века интерес к творчеству гения не только не ослабевает, а напротив, усиливается. Классик русской литературы остаётся одним из самых читаемых во всём мире писателей: современный читатель продолжает открывать для себя всё новые грани его творений.

Учитывая выдающийся вклад писателя в отечественную и мировую литературу, Президентом Российской Федерации В. Путиным 24 августа 2016 года был подписан  Указ «О праздновании 200-летия Ф. М. Достоевского».

 

По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Его художественное наследие анализируется литературоведами, изучается современными школьниками и студентами, читателями. По произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы.

 

После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России. Творчество русского писателя оказало воздействие на мировую литературу, в частности на творчество ряда лауреатов Нобелевской премии по литературе, философов Фридриха Ницше и Жана-Поль Сартра, а также на становление экзистенциализма и фрейдизма. В то же время, ни об одном из классиков литературы не высказано столько противоречивых суждений. В 1860–80-х годах Федор Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Все они, кроме «Подростка», вошли в список «100 лучших книг всех времен» по версии Норвежского книжного клуба и Норвежского института имени Нобеля. Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника, стал последним произведением Достоевского. Он был дописан в ноябре 1880 года.

Достоевский – писатель-психолог по существу, исследователь глубин человеческой души, аналитик её тончайших настроений. Во многих своих произведениях он рассказывает о том, что пережил сам, его романы тяготеют к исповеди, его жизнь и творчество - это неразрывное целое. Достоевский сочетал в себе силу гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и страстность публициста.

  

В РРИБЦ экспонируется выставка-персоналия «Читайте Достоевского, любите Достоевского…», посвящённая 200-летию со дня рождения великого русского писателя, мыслителя, философа и публициста Фёдора Михайловича Достоевского. Его творчество оказало огромное влияние не только на русскую, но и на мировую литературу, а бессмертные произведения автора получили всенародное признание и вошли в сокровищницу мировой культуры, сохраняя свою актуальность и сегодня. 

 «Писатель, потрясающий душу»

 

Вниманию читателей представлены произведения автора из фонда библиотеки: «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Белые ночи», «Бедные люди», «Записки из мертвого дома» и другие. Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь к самим себе.

Книжные тематические полки

 

Книжная выставка подготовлена для широкого круга читателей

Разделы выставки:

  1. Биографическая справка. Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881)
  2. Родом из детства:  интересные  факты из жизни писателя
  3. Ссылка Достоевского

 

Биографическая справка Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) 

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября)  1821 г., в Москве в правом флигеле Мариинской больнице для бедных. В семье Достоевских было еще шестеро детей: Михаил (1820-1864), Варвара (1822—1893), Андрей, Вера (1829—1896), Николай (1831—1883), Александра (1835—1889). Федор рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца — человека «нервного, раздражительно-самолюбивого». Он был вечно занят заботой о благосостоянии семьи.

Дети воспитывались в страхе и повиновении, по традициям старины, проводя большую часть времени на глазах родителей. Редко выходя за стены больничного здания, они с внешним миром очень мало сообщались. Разве только через больных, с которыми Федор Михайлович, тайком от отца, иногда заговаривал.  Была ещё няня, взятая из московских мещанок по найму, звали которую Алёна Фроловна. Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну. Именно от неё он услышал первые сказки: про Жар-Птицу, Алёшу Поповича, Синюю Птицу и т.д. Детство Федора Достоевского, его братьев и сестер прошло в Москве.

Дети придерживались домашнего порядка, установленного отцом. В семье часто устраивали вечерние чтения, няня рассказывала русские сказки. Летом семья выезжала в небольшое поместье в селе Даровом Тульской губернии. Федор Достоевский в воспоминаниях называл детство лучшей порой его жизни.

 

Мать, Мария Фёдоровна (урожденная Нечаева; 1800—1837) — из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру. Кроме того, учила их читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета» (в романе «Братья Карамазовы» воспоминания об этой книге включены в рассказ старца Зосимы о своем детстве). В доме родителей читали вслух «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина.

Отец будущего писателя, Михаил Достоевский, работал штаб-лекарем московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. В 1831 приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. Хотя семья была небогата, детям старались дать хорошее образование. Отец сам преподавал им латынь, приходящие учителя — математику, французский язык и русскую словесность.

 

 

Родители Достоевского Ф.М.

 отец Михаил Андреевич и мать Мария Федоровна

 

Юность Достоевского 

С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое (Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом. Примером служит рассказ «Мужик Марей» из «Дневника писателя» за 1876.

В 1832 Достоевский и его старший брат Михаил начали заниматься с приходившими в дом учителями. С 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова (Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака, в котором преподавали астроном Д. М. Перевощиков, палеолог А. М. Кубарев. Учитель русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в духовном развитии Достоевского.

Воспоминания о пансионе послужили материалом для многих произведений писателя. Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию. Например, это отразилось в автобиографических чертах героя романа «Подросток», переживающего глубокие нравственные потрясения в «пансионе Тушара». Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению.

В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839 (по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными). Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным.

Тяжело пережив смерть матери, совпавшую с известием о смерти А.С. Пушкина (которую он воспринял как личную потерю), Достоевский в мае 1837 едет с братом Михаилом в Петербург и поступает в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова. Тогда же состоялось его знакомство с И. Н. Шидловским, чья религиозно-романтическая настроенность увлекла Достоевского.

 

Первые литературные публикации Достоевского

 

С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище, обычный день в котором описывал так: «…с раннего утра до вечера мы в классах едва успеваем следить за лекциями. …Нас посылают на фрунтовое ученье, нам дают уроки фехтованья, танцев, пенья …ставят в караул, и в этом проходит все время…».

 

Главное инженерное училище, где учился Достоевский Ф.М.

 

С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище, обычный день в котором описывал так: «…с раннего утра до вечера мы в классах едва успеваем следить за лекциями. …Нас посылают на фрунтовое ученье, нам дают уроки фехтованья, танцев, пенья …ставят в караул, и в этом проходит все время…».

Тяжелое впечатление о «каторжных годах» учения частично скрашивали приятельские отношения с В. Григоровичем, врачом А. Е. Ризенкампфом, дежурным офицером А. И. Савельевым, художником К. А. Трутовским. Впоследствии Достоевский всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным. Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества.

Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А. Трутовский, Достоевский держался, замкнуто. Однако, он поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы.

В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям — «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», — рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского; зачитывался также Н. В. Гоголем, Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Гюго.

Федор Достоевский окончил училище в 1843 году. Его зачислили полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в следующем году Достоевский подал в отставку. Он решил заняться литературой и посвятить этому все свое время.

По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.

Фёдор Достоевский был увлечён европейской литературой разных периодов: он читал Гомера и Пьера Корнеля, Жана Батиста Расина и Оноре де Бальзака, Виктора Гюго и Уильяма Шекспира, а также стихотворения Гавриила Державина и Михаила Лермонтова, произведения Николая Гоголя и Николая Карамзина. С детских лет одним из его любимых русских поэтов был Александр Пушкин, многие стихотворения которого он знал наизусть.

В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В 1844 он начинает роман «Бедные люди», связь которого со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Шинелью» Гоголя подчеркнул сам Достоевский , имел исключительный успех. Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский создает реалистическую картину жизни «забитых» обитателей «петербургских углов», галерею социальных типов от уличного нищего до «его превосходительства».

В конце мая 1845 г. Достоевский закончил свой 1-й роман «Бедные люди». Произведение восторженно приняли законодатели литературной моды тех лет - Николай Некрасов и Виссарион Белинский. Кстати, Некрасов даже назвал начинающего писателя «новым Гоголем» и опубликовал его роман в своём альманахе «Петербургский сборник».

Лето 1845 (как и следующее) Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. В октябре писатель совместно с Некрасовым и Григоровичем составляет анонимное программное объявление к альманаху «Зубоскал» (03, 1845, № 11).

Отрывки своего следующего произведения - повести «Двойник», в котором впервые дает психологический анализ расколотого сознания, «двойничества» Достоевский зачитывал на собраниях кружка Белинского. Однако когда вышел полный текст, публика была разочарована. Достоевский писал брату: «Наши и вся публика нашли, что до того Голядкин скучен и вял, до того растянут, что читать нет возможности».

Позже он переработал повесть. Убрал некоторые второстепенные эпизоды и описания, сократил размышления героев и длинные диалоги - всё, что отвлекало читателя от основной проблемы «Двойника».

Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский, осудивший «фантастический» элемент, «вычурность», «манерность» этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского — в повестях «Слабое сердце», «Белые ночи«, цикле острых социально-психологических фельетонов «Петербургская летопись» и незаконченном романе «Неточка Незванова» — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений.

В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией «Современника»: большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей (особенно Тургенева, Некрасова), резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С.Д. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии.

Тяготит писателя изнуряющий труд для «Отечественных записок». Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу (в частности, он редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. В. Старчевского).

 

Арест и ссылка

 

В 1846г. Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков, а постоянными участниками были А.Н. Майков и А.Н. Плещеев — друзья Достоевского. С марта-апреля 1847 Достоевский становится посетителем «пятниц» М.В. Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам.

В 1847 г. Достоевский увлёкся идеями социализма. Он посещал кружок Петрашевского, где обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян. На собрании кружка он прочитал публике запрещённое письмо Белинского к Гоголю.

Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849г.; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. 8 месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время, которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка».

22 декабря 1849 года – переломная дата в жизни Достоевского, т.к. в этом году его приговаривают к казни. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот». К слову, Григорьев, также приговоренный к казни, не выдерживает психологического напряжения, и сходит с ума.

1850 – 1854 гг.

В конце апреля 1849 г. писателя арестовали, 8 месяцев он провёл в Петропавловской крепости. Суд признал его «одним из важнейших преступников за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» и приговорил к расстрелу. Однако незадолго до казни петрашевцам смягчили приговор. Достоевского отправили на 4-летнюю каторгу в Омск, а после - на службу рядовым в Семипалатинск. Писателя амнистировали в 1856 г., когда прошла коронация Александра II.

Вместе со всеми арестантами Достоевский ходил на работы. Их водили на кирпичный завод, расположенный на правом берегу вниз по Иртышу, верстах в трех или четырех от крепости. Работа на заводе была трудной. Каждому арестанту необходимо было выполнить «урок» — изготовить 2−2,5 сотни кирпичей, причем самому выполнить весь подготовительный цикл: вывезти и вымесить глину, наносить воды, а затем складировать готовую продукцию. В сарае, стоявшем на пустынном берегу Иртыша, Достоевский обжигал и толок алебастр. «Алебастровцев» отправляли на работу рано утром. По приходе арестанты растапливали печь и укладывали в нее алебастр. Когда алебастр был уже совсем обожжен, его выгружали в ящики. Затем каждый арестант брал свой ящик и тяжелой колотушкой дробил его. На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осужденными за участие в освободительной борьбе против России.

Достоевский рассказывал брату: «…есть давали нам хлеба и щи, в которые полагалось ¼ фунта говядины на человека. Но говядину кладут рубленую, и я ее никогда не видал. По праздникам каша почти совсем без масла. В пост капуста с водой и почти ничего больше. Я расстроил желудок нестерпимо и был несколько раз болен». Прожить на «кормовые» деньги каторжники не могли. Судя по документам, в день на человека назначалось 9 копеек. Хотя дополнительная работа, и деньги, и все, что можно было на них купить, запрещалось, в остроге всегда работали, имели деньги, табак и даже вино. Начальство знало об этом, и ночные обыски были здесь обычным делом. Все запрещенное изымалось, виновный «бывал обыкновенно больно наказан».

 Единственной возможностью отдохнуть от острожной казармы для Достоевского оказалось пребывание в омском военном госпитале, в арестантскую палату которого он попадал несколько раз. В госпитале было легче, свободнее, нежели в остроге. Отношение части врачебного персонала было гуманное. Госпиталь находился за пределами крепости, в Бутырском форштадте.

Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омске было обдумывание своих будущих романов. Разнообразного материала вокруг было бесконечно много.

Большую поддержку Достоевский получал от приехавшего служить в Семипалатинск барона А. Е. Врангеля. Барон был членом прокурорского надзора, знал прежние сочинения писателя, присутствовал на Семеновском плацу, когда осужденных петрашевцев вывели на казнь. Достоевский получил возможность жить вне казармы, снял квартиру. Он поселился в «русском городе» поблизости от своего батальона среди сыпучих песков, поросших колючками, в полутемной и закопченной избе одной вдовы солдатки.

23 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского. 15 февраля того же года писатель навсегда покинул Омский острог. Дальше начиналась служба рядовым в ссылке. В марте этого же года он был зачислен рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске.

В Семипалатинске у Достоевского начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, женой местного чиновника А. И. Исаева, горького пьяницы. Через некоторое время Исаева перевели на место смотрителя трактиров в Кузнецк. В ноябре 1855 года Достоевский был произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых, в т. ч. героя Севастополя Э. И. Тотлебена, 1 октября 1856 года — в прапорщики. Семипалатинск

1857 год

6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке.

Помилование Достоевскому (то есть полная амнистия и разрешение публиковаться) было объявлено по высочайшему указу 17 апреля 1857 года, согласно которому права дворянства возвращались как декабристам, так и всем петрашевцам. Весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. В 1857г. Достоевский женился на овдовевшей М.Д. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной … Идеалистка была в полном смысле слова … и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок». Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского.

В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге («сибирская» тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского). В 1857 его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости.

18 марта 1859 Достоевский по прошению был уволен «по болезни» в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери (с воспрещением въезда в Петербургскую и Московскую губернии). 30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покинул Семипалатинск. В конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приемным сыном Павлом вернулся в Петербург.

2 июля 1859 с женой и пасынком уехал из Семипалатинска. С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге, куда он приехал в декабре 1859 г.

Впечатления от жизни в Омском остроге Ф. Достоевский выразил в «Записках из Мёртвого дома». Это произведение русской литературы стало одним из первых, рассказывающих о каторге и жизни заключённых, их быте и нравах. Для современников Достоевского «Записки из Мёртвого дома» стали настоящим откровением. Под впечатлением от заключения в Омском остроге в 1850—1854 годах писатель создал повесть «Записки из Мертвого дома». «Каторга высасывает жизненный сок из человека, энервирует его душу, ослабляет ее, пугает ее и потом нравственно иссохшую мумию, полусумасшедшего, представляет как образец исправления и раскаяния» - писал Достоевский. О бытовых условиях на каторге он вспоминал так: "Жили мы в куче, все вместе, в одной казарме. Вообрази себе старое, ветхое, деревянное здание, которое давно уже положено сломать и которое уже не может служить. Летом духота нестерпимая, зимою холод невыносимый. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать. На стеклах на вершок льду. С потолков капель — все сквозное. Нас как сельдей в бочонке…"

  

Расцвет творчества Достоевского

 

Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений.

1860 — 1866 гг.

В Сибири, по признанию Достоевского, изменились  его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к признанию духа народного». В 1860-е г. Достоевский издавал журналы «Время» и «Эпоха». Издания пропагандировали специфическую идею славянофильства, попытку найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов.

Роман «Униженные и оскорбленные» — произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг., обогащенное опытом пережитого и перечувствованного в 1850-е гг.; в нем очень сильны автобиографические мотивы. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома».

Следующими творениями автора стали роман «Униженные и оскорблённые» (1861), рассказ «Скверный анекдот» (1862), публицистический очерк «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863), повесть «Записки из подполья» (1864).

В это время писатель часто бывал за границей: в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии. Там он увлёкся игрой в рулетку, о которой позже напишет в своём романе «Игрок».

В этот же период Фёдор Михайлович Достоевский пишет «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях».

В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863— апреле 1864— в Москве, наезжая по делам в Петербург. 1864 принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны - «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны - «Идиот»).

10 июня 1864 года умер М.М. Достоевский. После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание», который пишет по одной главе, и тут же отсылает в журнальный набор. Чтобы не потерять права на собственные произведения (в пользу издателя Ф. Т. Стелловского), Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Кстати роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя заграницу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание». Жена ведет дневник об их совместном путешествии, и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы.

1860–80-х гг. вышли романы Ф. М. Достоевского, которые впоследствии назовут «великим пятикнижием» - «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».

Все они, кроме «Подростка», вошли в список «100 лучших книг всех времён» по версии Норвежского книжного клуба и Норвежского Нобелевского института.

В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом. В 1872 писатель посещает «среды» князя В. П. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала «Гражданин». По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым, Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство «Гражданина», заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно.

 

Дом-музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе

 «Гражданине» (1873) Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» (цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем), опубликовал ряд статей и заметок (в том числе политические обзоры «Иностранные события»).

Скоро Достоевский начал тяготиться ред. работой, все более резкий характер принимали и столкновения с Мещерским, очевиднее стала невозможность превратить еженедельник в «орган людей с независимым убеждением». Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в «Гражданине» и позднее. В связи с ухудшением здоровья (усилившейся эмфиземой легких) в июне 1847 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875, 1876 и 1879.

В середине 1870-х гг. возобновились отношения Достоевского с Салтыковым-Щедриным, прервавшиеся в разгар полемики между «Эпохой» и «Современником», и с Некрасовым, по предложению которого (1874) писатель печатает в «Отечественных записках» свой новый роман «Подросток» — «роман воспитания», своего рода «Отцы и дети» Достоевского.

Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке «всеобщего разложения» и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в «безобразном» и утратившем «нравственный центр» мире, медленное вызревание новой «идеи» под мощным влиянием «великой мысли» скитальца Версилова и философии жизни «благообразного» странника Макара Долгорукого.

Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника», стал последним произведением Достоевского; он был дописан в ноябре 1880 г.

 

Последние годы жизни. Смерть и наследие

Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы». Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 – роман «Подросток», 1876 – рассказ «Кроткая».

В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН.

В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации.

Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под впечатлением «Последних песен» Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова.

Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с «живой жизнью». Он посещает (при содействии А. Ф. Кони) колонии малолетних преступников (1875) и Воспитательный дом (1876). В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынь, где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя события в России.

В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского, император Александр II приглашает его к себе, и знакомит с семьей. За два последних года своей жизни (1879-1880 гг.) писатель создает одно из лучших и самых главных своих произведений – роман «Братья Карамазовы».

28 января (по новому стилю – 9 февраля) 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский умирает из-за резкого обострения болезни эмфиземы. Это произошло после скандала с сестрой писателя – Верой Михайловной, просившей брата отказаться от наследства – имения, доставшегося от тетки А. Ф. Куманиной.

Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Однако наибольший успех его произведения получили после смерти. Даже великий Фридрих Ницше признал, что Достоевский был единственным автором-психологом, ставшим отчасти его учителем. Музей Достоевского открыт в Санкт-Петербурге в доме, в котором находилась квартира писателя. Анализ произведений Достоевского был проведен многими писателями-критиками. В результате Федор Михайлович был признан одним из величайших российских писателей-философов, затрагивавших наиболее острые жизненные вопросы.

В феврале 1881 г. Фёдор Михайлович Достоевский умер. Проститься с писателем пришли сотни людей. Похоронная процессия растянулась больше чем на километр. Последний приют гениального автора – на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

 

Могила Фёдора Михайловича Достоевского в Александро-Невской Лавре, на Тихвинском кладбище, в Некрополе мастеров искусств

 

Достоевский очень любил Петербург, который показывал во многих своих произведениях. Порой даже встречаются точные описания мест этого города. Так, например, в его романе «Преступление и наказание» Раскольников спрятал орудие убийства в одном из дворов, который реально существует в Петербурге.

Зигмунд Фрейд достаточно высоко оценил творчество Достоевского: «Наименее спорен он как писатель, место его в одном ряду с Шекспиром. – величайший роман из всех, когда-либо написанных, а «Легенда о Великом Инквизиторе» – одно из высочайших достижений мировой литературы, переоценить которое невозможно».

Творчество Достоевского оказало значительное влияния и на великого физика-теоретика Альберта Эйнштейна, который сказал: «Достоевскийдаёт мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс»

 

Родом из детства: интересные  факты из жизни писателя 

Федор Михайлович Достоевский был не только гениальным писателем, но и разносторонней личностью, которая заслуживает внимания. Интересные факты из жизни этого человека удивят даже тех, кто хорошо знаком с его биографией.

Рождение Федора

Писатель родился в Мариинской больнице для бедных. Упоминание об этом осталось в «Книге для записи рождений». Через 5 дней после этого мальчик был крещен.

Секрет из детства

По линии отца Достоевский имел дворянское происхождение, но о своей родословной ничего не знал. После его смерти вторая жена Анна выяснила, что шляхетский род Достоевских зародился в 1506 г., когда боярин Даниил Иртищ купил деревню Достоево в белорусском Полесье.

Из семьи священников

Дед писателя, прадед и ряд других представителей рода Достоевских были священнослужителями. Учился в семинарии и его отец, М. А. Достоевский. И хотя он не закончил курса обучения в семинарии, весь строй его личности был глубоко религиозным. В соответствии с этим был организован и весь быт семьи Достоевских. Дневной обиход, как во всех православных семьях, сопровождала молитва. Регулярно соблюдались посты. «Всякое воскресенье и большой праздник, - вспоминал младший брат Андрей, - мы обязательно ходили в церковь к обедне, а накануне - ко всенощной». Православие было впитано душой Фёдора с раннего детства и оставалось неизменным во все последующие годы его жизни, несмотря на испытания и искушения, с которыми пришлось столкнуться.

Москва в жизни Достоевского

Достоевский, которого традиционно считают «петербургским» писателем, родился в Москве и провёл в ней первые 15 лет жизни. Вся его судьба будет чередой перемен драматического характера, и только московское детство останется тем незыблемым островом, на который он будет возвращаться душой для спасения и успокоения. Во всех его произведениях звучат отголоски московского детства.

Достоевский - москвич в поведении, вкусах и языке. Идеология «почвенничества» уходит корнями в московский мир, наполненный вековыми традициями и правилами. Достоевский любил Москву, прекрасно знал город и его историю. В московском журнале «Русский вестник» были опубликованы главные его романы - «Преступление и наказание» (частично роман написан в Москве), «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Карта Москвы, 1821 г.

«Бедные люди»

Квартира детства Фёдора Достоевского располагалась во флигеле московской Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя. Эта больница была основана вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной, в 1803 г. стала не только одним из первых бесплатных медицинских учреждений России, но и зримым воплощением идей христианского сострадания, милосердия, бескорыстной помощи ближнему. Мир московской Мариинской больницы для бедных стал для Достоевского настоящим жизненным университетом. Неподдельный демократизм Достоевского и его душевная отзывчивость к людям воспитывались здесь. Неслучайно первое слово, которое услышал русский читатель от Достоевского, было слово «бедные» (в названии романа «Бедные люди») - слово из наименования Мариинской больницы.

Обучение грамоте

 Грамоте детей в семье Достоевских учили по книге «Сто четыре священные истории, выбранные из Ветхого и Нового завета в пользу юношества Иоанном Гибнером» в переводе с немецкого. Библейский и евангельский мир был для Достоевского вечно живым и актуальным, его отсвет лежит на всём его творчестве.

Крестили в больничной церкви

При московской Мариинской больнице для бедных была домовая церковь святых апостолов Петра и Павла, освящённая в 1806 г. В 1821 г. в ней был крещён будущий великий русский писатель. Впоследствии вместе с родителями он посещал храм каждое воскресенье. Купол церкви был хорошо виден с крыльца квартиры Достоевских. В дальнейшем, всякий раз выбирая квартиру, Фёдор Михайлович искал такую, чтобы из её окон была видна церковь.

Помощь ближним

Первые уроки благотворительности Ф. М. Достоевский получил ещё в детстве. Во время ежедневных летних прогулок вместе с родителями, вспоминал его младший брат Андрей, «проходя мимо часового, стоявшего неизвестно для каких причин при ружье и в полной солдатской форме у ворот Александровского института, принято было за непременную обязанность подавать этому часовому грош или копейку». Когда в имении случился пожар, няня будущего писателя Алёна Фроловна, видя в какое отчаяние пришли его родители, предложила накопившиеся за годы службы и отложенные на старость средства - почти 500 руб. Помогли тогда и родственники Куманины. В свою очередь Мария Фёдоровна каждому крестьянину-погорельцу выдала по 50 руб. на восстановление хозяйства. Позднее, в 1839 г., те же Куманины проявили заботу об оставшихся сиротами младших детях Достоевских.

Самый близкий человек - старший брат

Михаил и Фёдор Достоевские были погодками. Но не только возраст сближал их. Оба они были страстными читателями и мечтали стать литераторами. В итоге оба брата пришли в литературу. Михаил Михайлович писал повести, рассказы, драмы, стихи, переводил с немецкого и французского. Его произведения печатались в столичных журналах и одобрительно отмечались критикой. Вместе с братом Фёдором Михаил Достоевский издавал журналы «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864). Именно в письме к брату Михаилу в 1839 г. сформулировал 16-летний Фёдор своё жизненное и писательское кредо: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». 

Траур по Пушкину

Литературным образцом для братьев Достоевских был Александр Сергеевич Пушкин. Братьям не пришлось встретиться с поэтом. В Петербурге они оказались спустя всего несколько месяцев после его гибели. Если бы обстоятельства сложились иначе, свои первые опыты молодые литераторы принесли бы на оценку Александру Сергеевичу, как это делали в ту пору многие начинающие сочинители. Известие о смерти Пушкина пришло в дом Достоевских, когда семья переживала один из самых трагических моментов: в возрасте 37 лет после длительной болезни скончалась Мария Фёдоровна, любимая мать и душа дома. Михаил Андреевич и дети были охвачены горем, и, тем не менее «Фёдор в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура, то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину». В июне 1837 г. по дороге в Петербург, вместо того чтобы думать о вступительных экзаменах, братья мечтали, чтобы «тотчас же сходить на место поединка и пробраться в бывшую квартиру Пушкина, чтобы увидеть ту комнату, в которой он прожил последние минуты».

 Духовная опора - Троице-Сергиева Лавра

Светлый образ праздничной Троицкой лавры, с её особым молитвенным настроем, с торжественными службами, с просветлёнными лицами пришедших поклониться святому Сергию русских людей, стал для Достоевского самой настоящей духовной опорой. Это она дала ему силы выстоять в суровых условиях каторги и солдатчины, не потерять человеческого облика и не обозлиться.

Не красивый поступок

Азартные игры сопровождали писателя на протяжении всей его жизни: он находил утешение в рулетке каждый раз, когда в творчестве наступал застой. Однажды на отдыхе в Баден-Бадене Достоевский проигрался настолько, что забрал у подруги Полины Сусловой всю наличность. Во избежание скандала пришлось заключить невыгодную сделку с издателем и написать «Игрока» за 26 дней.

Азартный порок Федора

Бывали случаи, когда писателю приходилось закладывать свою одежду. Так он поступил и с пальто, когда находился в сложной финансовой ситуации.

Интимная жизнь Федора

 Когда Достоевский учился в инженерном училище, женщины вызывали у него священный трепет. По мере взросления ситуация стала меняться: писатель тяготел к интимному общению и не брезговал услугами жриц любви. Что касается самих женщин, то они старались избегать близких контактов с Достоевским. Причиной тому были частые эпилептические припадки и привычка распускать руки, из-за которой на теле оставались неприглядные синяки.

Девушка судьба, которая все терпела

Первой женой Достоевского стала Мария Исаева. Она прожила с ним 7 лет, но эпилептический приступ, случившийся у писателя в первую брачную ночь, внушил ей отвращение и отвернул от мужа на долгие годы. Вторая жена, Анна Сниткина, стала для Достоевского спасением во всех возможных смыслах. Она принимала участие в написании «Игрока», боролась с пристрастием к рулетке, помогала вести финансовые дела и терпела многочисленные унижения (как в жизни, так и в постели).

Неприятные наклонности Федора

Садомазохизм по природе, Достоевский любил причинять боль своим любовницам. Если его сторонились даже уличные женщины, приходится только догадываться, через что пришлось пройти его второй жене.

 Преданная женщина

 Анна Сниткина стала для писателя самым близким человеком. На момент смерти Федора Михайловича ей было 35 лет, но, несмотря на это, она отвергала других мужчин и оставалась верна покойному мужу до самой смерти.

Общение с петрашевцами

Достоевский общался с петрашевцами, целью которых было осуществление государственного переворота и создание нелегальной типографии. За это суд приговорил его к лишению всех прав состояния и смертной казни, которая впоследствии была отменена. Федора Михайловича ожидало 8 лет каторги, но император Николай I сократил срок до 4 лет.

Проблемы с здоровьем

Болезненность Федора Михайловича стала проявляться во время учебы в инженерном училище. Что касается приступов эпилепсии, то они появились в 1839-1850 гг. (после смерти отца или инсценировки смертной казни). Ссылка в Сибирь ухудшила и без того плохое состояние здоровья, а ближе к концу жизни стали развиваться осложнения (в т. ч. заболевание легких).

Идеал поэта

Период заключения и военной службы стал переломным в жизни писателя. Он погрузился глубоко в религию и нашел для себя новый идеал, на который ориентировался до конца своей жизни. Им стал Иисус Христос.

Обмороки Федора

 Классик отличался излишней впечатлительностью и склонностью к обморокам. Он мог потерять сознание в любой ситуации, будь то общение с красивой женщиной или эмоциональная беседа на повышенных тонах.

Ненависть к знаменитому поэту

Больше всего из писателей Достоевский ненавидел Тургенева: последний был богат и мог работать над своими произведениями без спешки. За лист текста Федор Михайлович получал втрое меньше конкурента: 150 руб. вместо 400-500. Еще одна причина ненависти крылась в противоположных взглядах на жизнь. Достоевский верил в Бога и горячо любил родину, а Тургенев слыл атеистом и эмигрировал во Францию.

Великий поклонник Федора Достоевского

Фридрих Ницше считал Достоевского хорошим психологом и знатоком человеческих душ. Он читал произведения писателя и настаивал на том, что у Федора Михайловича есть чему поучиться.

Любовь к напитку

 Достоевский предпочитал крепкий черный чай. Кружка с напитком стояла на столе каждый раз, когда писатель приступал к работе. Что касается самовара, то он не остывал практически никогда.

Проблемы в творчестве

Как и Гоголь, Достоевский иногда сжигал свои рукописи. В 1871 г., возвращаясь домой из-за рубежа, писатель уничтожил черновые варианты «Бесов», «Идиота» и «Вечного мужа». Позднее он жег «Преступление и наказание»: Федору Михайловичу не нравилось написанное, и он несколько раз начинал работу над романом заново.

Рукописи

Ранние рукописи Достоевского (пьесы для театров) не сохранились.

Прощание с Федором

По одной из версий Достоевский умер через 2 дня после эмоционального разговора с сестрой о наследстве, когда у писателя пошла кровь горлом. По другой версии это произошло во время работы, когда писатель уронил перо и наклонился, чтобы поднять его с пола. Похороны состоялись в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Проститься с писателем пришло около 30000 человек, поэтому процессия растянулась на версту.

Эпитафия на надгробии содержит слова о пшеничном зерне (Евангелие от Иоанна, 12:24). Они же используются в качестве эпиграфа к «Братьям Карамазовым».

 

Интеллект-квест «7 секретов «Преступления и наказания»

 

 В одном из лучших произведений Ф. М. Достоевского открывается творческий мир автора как особая реальность, как живой духовный организм, где буквально всё имеет значение. С помощью увлекательной игры, участники пройдут по тонкой нити творчества русского гения, писателя, мыслителя, философа и публициста.

Цели: совершенствовать навыки анализа художественного текста на примере романа «Преступление и наказание»; учиться правильно использовать информационное пространство сети Интернет для изучения 31 романа, интересных фактов произведения; ознакомиться с трактовкой «Преступления и наказания» в критике, живописи, киноискусстве; научиться анализировать образы главных героев романа, определять мотивы преступления, давать им нравственную оценку; формировать умение работать в команде, комментировать чужие высказывания, достигать компромисса.

Архитекторы

Вы выбрали роль архитекторов для анализа романа «Преступление и наказание».

Ваша задача: ознакомиться с архитектурой Петербурга, упоминаемой в романе, путешествуя по «углам» города. Для прохождения уровня нужно выполнить следующие задания:

1. Подготовить рассказ об истории основания г. Петербурга.

2. Найти фото, иллюстрации с видами города и составить из них фотогалерею.

3. Подготовить резюме-выступление «Использование стиля барокко в создании Петербурга».

4. Организовать виртуальное литературное путешествиепрезентацию «Интерьеры «петербургских углов».

Киноведы

 Если Вы выбрали роль киноведов для анализа указанного романа, то ваша задача - ознакомиться с лучшими экранизациями произведения, театральными постановками и спектаклями.

Для прохождения уровня предлагаются задания:

1. Проинформируйте о биографии актёров, сыгравших роль Раскольникова в кинофильмах.

2. Составьте список жанровых особенностей, используемых режиссёрами.

3. Запишите интересные видеофакты об экранизациях романа.

4. Подберите фотографии актёров, сыгравших Раскольникова для литературной фотогалереи.

Криминалисты

Их задача - расследовать преступление, совершённое главным героем произведения, основываясь на уликах и доказательствах в тексте. Для прохождения уровня необходимо:

1. Определить мотив «тупика» в романе Достоевского.

2. Раскрыть причины преступления Родиона Раскольникова.

3. Выписать цитаты, подтверждающие доказательство его вины.

 4. «Кто виновен?» - составьте речь в защиту главного героя, используя цитаты романа, подтверждающие его невиновность в убийстве.

Литературоведы

 Главное - ознакомиться с историей создания романа, проанализировать работы критиков. Для прохождения уровня предлагается:

1. Собрать мнения критиков о романе «Преступление и наказание».

2. Подготовить сообщение-выступление «История создания романа глазами литературных критиков».

3. Озвучить, какое место занимает данное произведения в мировой литературе.

4. Проследить символику чисел в романе.

v Психологи

Ваша задача: понаблюдать за главными героями романа, обращая внимание на их психологические характеристики (поведение, жесты, мимику, речь), постарайтесь понять их внутренний мир. Для прохождения уровня предлагается выполнить следующие задания:

1. Ответьте, какова идея воскрешения личности в романе «Преступление и наказание».

2. Подготовьте доклад на тему «Путь Раскольникова к преступлению».

3. Раскройте внутриличностный конфликт Родиона Раскольникова.

 4. По вашему мнению, главный герой - страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? Приведите аргументы.

Художники

Если вы выбрали роль художников, то главная задача - понаблюдать за образами героев романа, основываясь на иллюстрациях великих художников. Для прохождения уровня вам будет предложено выполнить следующие задания:

 1. Соберите сведения о художникахиллюстраторах романа «Преступление и наказание».

2. Найдите портреты Ф. М. Достоевского, написанные кистью известных художников.

 3. Составьте синквейн (короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк) в соответствии с темой квеста.

4. Расскажите о портрете Ф. М. Достоевского работы художника В. Перова.

Эксперты

Ваша задача: ознакомиться с героями произведения, узнать, кто такие «двойники» и «антиподы» главного героя. Для прохождения уровня:

1. Представьте систему «двойничества» в романе.

 2. Опишите мир униженных и оскорблённых, жертв несправедливых социальных отношений в произведении.

 3. Подготовьте выступление на тему «Родион Раскольников и его философия личности».

4. Ознакомьтесь с женскими образами в романе и дайте характеристику каждой из героинь, используя соответствующие цитаты.

    

Литературная викторина «Гений русской литературы»

 

1. Родился будущий писатель в Москве. Но где он умер и какой город считал «гнилым» «склизким», «фантастическим», «умышленным», «отвлечённым»? (Петербург).

2. Какой приметой петербургской природы Достоевский назвал одну из ранних своих повестей? («Белые ночи»).

 3. Кто из близких автора умер через месяц после смерти Пушкина - и эти два горя слились для 16-летнего юноши в одно? (Мать, Мария Фёдоровна).

4. Подростком во время учения в Петербурге он терпел нищету и был вынужден отказываться от самого необходимого: «Но всётаки я, уважая Вашу нужду, не буду пить чаю». К кому обращено это письмо? (К отцу, Михаилу Андреевичу).

5. Вот каким видел себя Фёдор Достоевский: «Гордая молодая душа, угрюмая, одинокая, поражённая и уязвлённая ещё...». Когда это было? («...детстве»). 35

 6. Какое училище, расположенное в центре Петербурга, в знаменитом дворце, где был убит один из русских царей, окончил Достоевский? (Инженерное училище в Михайловском замке, где был убит Павел I).

7. По окончании училища он чувствовал себя «поэтом, а не...». Кем? («...инженером»).

8. С чего началась литературная деятельность Достоевского? (С перевода на рус. яз. романа «Евгения Гранде» О. де Бальзака).

9. В какой форме написана 1-я повесть Достоевского и какое произведение немецкого писателя вдохновило его на её создание? (В эпистолярной форме - в письмах персонажей. «Страдания юного Вертера» И. В. Гёте).

10. Связаны ли имя и фамилия главного героя «Бедных людей» с его характером? (Имя Макар (с греч. «блаженный») связано с русской поговоркой «Куда Макар телят не гонял». Фамилия Девушкин ассоциируется с девичьей наивностью и невинностью).

 11. Были ли у него литературные предшественники и как он к ним относился? (Пушкинский Самсон Вырин («Станционный смотритель») и гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин («Шинель»). Первого называет «горемыкой сердечным» и до слёз сочувствует ему, второго считает неправдоподобным и возмущается излишней откровенностью изображения героя и трагическим финалом, несправедливым по отношению к нему).

12. Почему о «Бедных людях» можно сказать, что они вышли из «Шинели»? (Достоевский продолжил тему «Шинели» - жизнь обиженного, униженного бедного чиновника).

 13. Как облагодетельствовал его превосходительство Девушкина? (Дал 100 руб. и пожал ему руку).

14. Какие две истории о жизни и смерти своих соседей рассказывают друг другу Макар и Варенька? (О студенте Покровском и чиновнике Горшкове).

15. Где гуляет Девушкин и видит «под ногами туман, над головой тоже туман»? (На Фонтанке).

16. Почему прекратилась переписка героев? (Варенька вынуждена выйти замуж за помещика Быкова, она уезжает в деревню). 36

17. В каком романе почти через 15 лет Достоевский вспомнит об успехе 1-й повести - «Бедные люди»: «Поднялся шум и гам в литературном мире. Б. обрадовался, как ребёнок, прочитав её»? Кто такой Б.? («Униженные и оскорблённые». Б. - это В. Г. Белинский, давший высокую оценку 1-й повести Ф. М. Достоевского).

18. В какой повести писатель впервые анализирует психологию двойничества, раздвоения личности? («Двойник»,1846).

19. Кто из критиков так определил пафос ранних произведений Достоевского: «... это боль о человеке»? (Н. А. Добролюбов «Забитые люди», 1861).

20. Сторонником какого социалиста-утописта был молодой Достоевский, почитая его за идею бескровного переустройства общества и даже празднуя годовщину его рождения? (Шарля Фурье).

21. Какие собрания по пятницам посещал в конце 1840-х гг. Достоевский? (Собрания социалистического кружка М. В. Петрашевского).

22. Какое письмо прочитал он на одном из собраний, о чём стало известно в полиции? (Письмо В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю).

23. Почему при аресте петрашевцев (в т. ч. и Достоевского) один из них произнёс знаменитую фразу: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»? (Арест произошёл в Юрьев день, 23 апреля 1849 г.).

24. В каком равелине Петропавловской крепости 9 месяцев продержали Достоевского?

(В Алексеевском, где сидели когда-то декабристы).

25. В каком романе автор вспомнит о «десяти ужасных, безмерно страшных минутах в ожидании смерти»? (В «Идиоте», где казнь наблюдает князь Мышкин).

 26. С кем осуждённые петрашевцы встретились в Тобольске? (К узникам пришли жёны декабристов - Анненкова, Фонвизина, Муравьёва. Они накормили их обедом, принесли тёплые вещи и проводили в дорогу).

27. Что получил в подарок Достоевский и потом берёг всю жизнь, раскрыв в последний раз в день смерти? (Они же, жёны, подарили всем петрашевцам Евангелие)

28. Какой острог, где отбывал каторгу писатель, он называл «Мёртвым домом»? (Омский острог, где Достоевский находился 4 г.).

 29. Что последовало за каторгой? (Солдатчина в Семипалатинске).

30. Какие очерковые книги с заглавием «Записки...» читал Достоевский в ссылке и каким двум своим произведениям дал аналогичные названия? («Записки об ужении рыбы» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» С. Т. Аксакова; «Записки охотника» И. С. Тургенева. «Записки из Мёртвого дома» и «Записки из подполья»).

31. Есть в «Записках...» рассказ о раненом орле, который жил в остроге гордо и дико, никого не подпуская, и был выпущен на волю со сломанным крылом на гибель. Чем отличается орёл Достоевского от пушкинского? (Пушкинский орёл бодр, уверен в себе и своей победе - у Достоевского орёл обречён на гибель).

32. История мнимого отцеубийцы, который 10 лет безвинно страдал на каторге, предваряет судьбу одного из героев последнего романа Достоевского. Кого? (Дмитрия Карамазова).

33. Какими эпитетами определяет «маленьких людей» классик, давая эти определения в заглавиях своих произведений? («Бедные люди», «Униженные и оскорблённые», «Кроткая»).

34. Какие «говорящие» фамилии выбирает автор для своих героев? (Девушкин, Раскольников, Лужин, Разумихин, Мармеладов, Рогожин, Мышкин, Смердяков, Карамазовы (кара - чёрный), Верховенский, Лебезятников).

35. В названиях каких произведений указывается главное действующее лицо, а в каких подчёркивается множественность героев? («Неточка Незванова», «Кроткая», «Хозяйка», «Сон смешного человека», «Идиот», «Подросток», «Игрок»; «Бедные люди», «Униженные и оскорблённые», «Бесы», «Братья Карамазовы»).

36. В каком романе передана жажда «стать Ротшильдом»? («Подросток»).

 37. Посвятив свою повесть описанию дворянской усадьбы и её жителей, автор озаглавил произведение по названию села, как некогда Пушкин, написавший историю одного села. Как называются оба 38 произведения? («Село Степанчиково и его обитатели» и «История села Горюхина»).

38. В каком романе повествование ведётся от лица рассказчикаписателя? (В «Униженных и оскорблённых» – Иван Петрович).

Библиографический список

  •  Белопольский, В. Н. Достоевский и философская мысль его эпохи / В. Н. Белопольский ; ответственный редактор В. В. Курилов ; рецензенты: Я. С. Билинкис, Л. В. Поляков. – Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского государственного ун-та, 1987. – 208 с.
  • Бельская, Л. Л. Литературные викторины / Л. Л. Бельская. – 4-е изд. – Москва : Просвещение, 2009. – 301 с.
  • Гарин, И. И. Многоликий Достоевский / И. И. Гарин. – Москва : Терра, 1997. – 396 с. Достоевский без глянца / составитель и вступительная статья П. Фокин. – Санкт-Петербург : Амфора, 2008. – 460 с.
  • Достоевский и русские писатели: Традиции. Новаторство. Мастерство : сборник статей / составитель В. Я. Кирпотин. – Москва : Cоветский писатель, 1971. – 447 с.
  • Достоевский: сочинения, письма, документы : словарьсправочник / Б. Н. Тихомиров ; научный редактор Г. К. Щенников. – Санкт-Петербург : Пушкинский Дом, 2008. – 469 с. 55
  • Д       остоевский : энциклопедия / составитель Н. Н. Наседкин. – Москва : Алгоритм : Эксмо : ОКО, 2008. – 799 с. Ермилов, В. Ф. М. Достоевский / В. Ермилов. – Москва : Гослитиздат, 1956. – 280 с.
  • Pахаров, В. Н. Имя автора - Достоевский : очерк творчества / В. Н. Захаров. – Москва : Индрик, 2013. – 455 с.
  • Кирпотин, В. Я. Ф. М. Достоевский. Творческий путь. 1821-1859 / В. Я. Кирпотин. – Москва : Гослитиздат, 1960. – 607 с.
  • Румянцева, Э. М. Фёдор Михайлович Достоевский : пособие для учащихся / Э. М. Румянцева. – Москва : Просвещение, 1971. – 208 с.
  • Саруханян, Е. П. Достоевский в Петербурге : краеведческий очерк / Е. П. Саруханян. – Ленинград : Лениздат, 1970. – 269 с.
  • Соколов, Б. В. Неизвестный Достоевский. Роковая встреча / Б. В. Соколов. – Москва : Эксмо : Алгоритм, 2011. – 255 с.

Ресурсы в помощь

  • «Бесы» / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным https://www.youtube.com/watch?v=93bWwAbWdHE
  • Десять портретов Достоевского. https://zen.yandex.ru/media/vatnikstan/desiat-portretov-dostoevskogo5e2acaf1f73d9d00ac831f4b
  • Документальный фильм «Своё гнездо» Достоевского». https://www.culture.ru/movies/4194/svoe-gnezdo-dostoevskogo
  • Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и писем http://russian-literature.org/author/Dostoyevsky
  • «Игра в бисер» с Игорем Волгиным. Фёдор Достоевский. «Идиот» https://www.youtube.com/watch?v=CqcwwJmGzvQ
  •  Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя https://pravlife.org/ru/content/malenkiy-dostoevskiy-9-interesnyhfaktov-iz-detstva-pisatelya-k-195-letiyu-so-dnya 56
  • Неизвестный Достоевский https://arzamas.academy/mag/535-unknown_dost Онлайн-маршрут по дорогам русской классики. Ф. М. Достоевский https://litexpress.goslitmuz.ru/classic/f_m_dostoevskiy/
  • Открытый урок с Дмитрием Быковым. «Преступление и наказание» - странный русский детектив https://www.youtube.com/watch?v=kxwcA9NAEcY
  • Памятники Достоевскому Ф. М. в России и за рубежом https://dostoevskiyfm.ru/%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1% 82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/
  • Спецкурс «Достоевский». «Идиот» https://www.culture.ru/movies/55/speckurs-dostoevskii-idiot Телесериал «Достоевский» https://russia.tv/brand/show/brand_id/5307/ https://www.youtube.com/watch?v=2HF4omwFlLQ
  • Фёдор Достоевский. Жизнь и творчество https://www.culture.ru/movies/1168/fedor-dostoevskii-zhizn-itvorchestvo Фёдор Достоевский как гений слова и почерка https://www.rsl.ru/ru/all-news/240713
  • «Фёдор Достоевский. Между адом и раем». Документальный фильм https://www.youtube.com/watch?v=2HF4omwFlLQ
  • Фёдор Достоевский. «Преступление и наказание» https://www.culture.ru/movies/1167/fedor-dostoevskii-prestuplenie-inakazanie
  • Цифровые копии текстов произведений и материалов о жизни и творчестве Достоевского из фонда Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина https://www.prlib.ru/news/659604