версия для слабовидящих
12.05. 2022 г.

Информационно-книжная выставка «По страницам одной книги - Замудин Гучев «Адыгэ къамыл»

Информационно-книжная выставка «По страницам одной книги - Замудин Гучев «Адыгэ къамыл»

 

Замудин Гучев

Заслуженный художник Республики Адыгея, член Союза художников России, дипломант Российской академии художеств.

Замудин Гучев — известный на Северном Кавказе исследователь, мастер по древнейшему искусству плетения адыгской циновки «пуаблэ», изготовитель адыгских народных музыкальных инструментов, признанный авторитет по народным ремеслам.

 

«Замудин Лелович Гучев – уникальная личность, он не только художник-мастер, сохраняющий и развивающий народные промыслы, но и этнограф, изучающий традиционную культуру, а главное – практик, много сил вложивший в возрождение искусства игры на шичепшине через приобщение к нему участников «Атлас черкесского (адыгского) шичепшина» - это энциклопедическое издание, собравшее информацию и фотоматериалы об адыгской скрипкешичепшине.

Замудин Гучев «Адыгэ къамыл»

 

«… в звуках флейты заключено

 немало древней мудрости…»

Мурасаки Сикибу

 

 

Энциклопедическое издание «Черкесский (адыгский) камыль» представляет собой уникальное собрание информации и фотоматериалов об адыгской открытой продольной флейте-камыль, неотъемлимой части музыкальной культуры черкесов (адыгов). «Черкесский (адыгский) камыль» является продолжением серии книг по традиционному искусству черкесов (адыгов): Искусство адыгской циновки» (1991г.), «Учимся играть на шичепшине» (2014г.), энциклопедического издания «Атлас черкесского (адыгского) шичепшина» (2016 г.) и др. Это самое полное на сегодняшний день энциклопедическое издание об адыгской флейте на трёх языках: русском, адыгском, английском. 

Это уникальное издание приобретено ГБУ ДПО РА «АРИПК» в рамках подписной кампании, благодаря которой пополнился краеведческий отдел библиотечного фонда регионального ресурсного информационно-библиотечного центра.

В рамках празднования знаменательной даты, посвященной 100-летию празднования образования Республики Адыгея, в региональном ресурсном информационно-библиотечном центре АРИПК представлена  информационно-книжная выставка «По страницам одной книги - Замудин Гучев «Адыгэ къамыл».

Цель выставки – сохранение и развитие культурно-исторического наследия в год 100-летия со дня основания Республики Адыгея.

Гучев, Замудин Лелович - участник многих этнографических экспедиций, собрал богатейший материал, который лег в основу книги «Искусство адыгской циновки», изданной в 1990 г. Музыкальные инструменты и циновки, взятые из коллекции его работ, находятся в фондах Адыгейского национального музея и картинной галереи.

Основой разнообразия циновок у адыгов был шаг плетения, находящийся в соответствии с расстоянием между нитями основы и порядком их чередования. Только как дань культурным взаимовлияниям вводились различные изображения или дополнительная цветовая декорировка.

Замудин предпочитает чистую традицию и, определяя вариант плетения, избегает включения других материалов, добиваясь выразительности только за счет усиления объемности и многовариантности ритмического шага.

Накопленные Гучевым в экспедициях по адыгским селениям познания в области народного инструментоведения стали основой для работ по изготовлению и реконструкции музыкальных инструментов, таких как адыгская скрипка (шичепшин), открытая продольная флейта (камыль), трещотки (пхачич), сигнального рога (гъоу). Благодаря современным хранителям секретов исполнительского мастерства, ему удалось восстановить утраченную методику обучения игре на этих инструментах.

 Замудин Гучев основал ансамбль адыгской этнической песни «Жъыу» на базе АГУ, где успешно возрождает исполнительские традиции адыгской этнической песни.

Будучи энтузиастом своего дела, Замудин Гучев своими силами построил творческую мастерскую, переросшую в музей-мастерскую и получившую в народе название «Живой очаг», где мастер передает свои знания и богатый опыт. Для многих воспитанников занятия стали не только школой мастерства, но и школой духовного роста, школой национального самосознания.

Рукопись в 700 страниц - итог более 30 лет кропотливой работы. Именно столько времени ушло на создание новой книги, посвященной адыгской открытой продольной флейте. Знаменательно, что издание, опубликовано именно в Год культурного наследия народов России.

Книга «Черкесский (адыгский) камыль» посвящена  истории бытования и изучению инструмента, технологическим особенностям его изготовления и специфике игры на ней. В издании представлена подробная информация об адыгской открытой продольной флейте - камыле, которая является неотъемлемой частью богатой культуры адыгов. Къамыл – черкесский (адыгский) аэрофон, являющийся одним из древнейших музыкальных инструментов адыгов.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся материальной и духовной культурой черкесов (адыгов).

Энциклопедическое издание содержит 373 фотоиллюстрации, в том числе 72 камыля, изготовленных из различных материалов, 101 исполнитель-камыляпша (флейтисты) и 50 ансамблей с их участием. В приложении представлены 87 единиц уникальных нотаций наигрышей на камыле, записанные этнографами и путешественниками, композиторами и музыковедами ХIХ-ХХ веков, произведения художников, посвященные камылю, а также полевые материалы о древнем музыкальном инструменте, собранные автором.

К книге прилагается CD-альбом «Антология черкесских (адыгских) наигрышей на камыле, 1949-2021». В нем собраны 207 наигрышей, исполняемых 37 камыляпша. Среди них уникальные реконструкции, выполненные известными камыляпша: Анзором Увижевым — фольклорные песни и наигрыши из публикаций адыгского писателя-просветителя Султана Хан-Гирея (1836 г.) и Казбеком Нагороковым — адыгские танцевальные наигрыши, хранящиеся в фонотеке Национальной библиотеки Франции.

 Камыль – это открытая продольная флейта. Он, как и шичепшин, играл большую роль в жизни адыгов. Подобная флейта распространена от Японии до Франции, и с древних времен считалась пастушьим инструментом. Изначально камыль изготавливался из тростника или борщевика, встречались экземпляры, созданные из серебра. Позже, с появлением огнестрельного оружия, его стали делать из ружейных стволов. А в наше время в ход идут даже алюминиевые и пластиковые трубки подходящего размера, - рассказал Гучев.

В книге собраны все сведения об инструменте: его история, развитие, современные формы, способы игры на нем. В издании можно найти фото и описание камылей, хранящихся в различных музеях, личных коллекциях музыкантов и мастеров-изготовителей инструмента. Кроме того, в издании есть информация об известных старинных и современных флейтистах.

Замудин Гучев внес большой вклад в реконструкцию и изготовление не только камыля, но и шичепшина, пхачича (трещетки) и гоу (сигнального рога). Результаты многолетних исследований позволили автору разработать специальную методику обучения, ставшую основой возвращения древнего инструмента в пространство современной культуры.

Искусство у Замудина Гучева многожанровое: это и фотографии, и возрождение старинного черкесского песнопения, изготовление и воссоздание народных музыкальных инструментов, плетение циновок и многое другое.

 То и дело просыпаются разные увлечения, которые впоследствии перерастают в настоящую любовь. Например, плетением травяных ковров, называемых в народе циновками или ардженами, Замудин увлекся еще 30 лет назад. Истоки этого ремесла где-то рядом с первыми шагами разумного человека, когда использовали то, что природа дает в готовом виде: плоды, ветки, камни, траву.

Для плетения ардженов черкесские мастерицы применяли болотное растение рогоз. Такой ковер был незаменим в быту: на нем сидели, молились, им утепляли жилище. На нем же человек отправлялся в последний путь.

Черкесы не любили яркие расцветки, поэтому оформление ардженов Замудина всегда в сдержанной цветовой гамме. Арджен ассоциировался с радостью и счастьем в доме, уверенностью в завтрашнем дне.

Сегодня это ремесло, как отмечает мастер, на грани исчезновения. Собирая секреты плетения ардженов, Замудин объездил многие села Северного Кавказа. Местные мастерицы посвящали его в тайны ремесла.

«Замудин увлекся познанием азов ремесла, а со временем и сам решил использовать на практике приобретенные знания. Первую циновку, которую хранит как реликвию, он изготовил в 1978 г. Плетению циновок Замудин обучался у лучших мастериц Адыгеи, Кабарды и Черкессии. Его деятельность направлена на возрождение забытого промысла.

 

 

 

Вопреки представлению о том, что это ремесло сугубо женское, он освоил его настолько хорошо, что благодаря своим работам в 1984 г. вступил в Союз художников СССР. С этого времени циновки Замудина стали выставляться на многих престижных выставках не только в нашей стране, но и за ее пределами».

  

«Гости республики, желающие поближе познакомиться с культурой адыгов, идут именно к Замудину Гучеву, дом которого стал настоящим музеем, и собрал в себе самые удивительные его работы. Гучев внес немалый вклад в изготовление и реконструкцию таких музыкальных инструментов как шичепщин (черкесская скрипка), камыль (продольная флейта), пхачищ (трещотки), гъоу (сигнальный рог). Благодаря ему, методика игры на этих инструментах не только не является утерянной, но и продолжает свое развитие и распространение».

М. Хадипаш

 

                              Мелодия памяти. Панно

                              Рамазан Хуажев

  

Происхождение инструмента

В связи со скудостью полевого материала история происхождения камыля описана недостаточно. Существует лишь несколько мифологизированных версий из рассказов пастухов и сказителей: первая связана с героем черкесского (адыгского) героического эпоса «Нарты» Ашамезом, вторая и третья версии связаны с пророком Мухаммадом.

По одной из версий легенды, однажды юный нарт Ашамез, возвращаясь с охоты, заснул под деревом. Его сон был настолько крепким, что он не проснулся во время продолжительного урагана с ливнем. Под напором ветра, обломилась большая ветвь и упала на землю. Пока он спал, черви выгрызли сердцевину этой ветки и сделали на ее стенках дырочки. И когда ураганный ветер проносился через эту ветвь, она издавала чарующие звуки, от которых и проснулся Ашамез. Восхищенный увиденным и услышанным, он взял и обрезал часть этой ветки, дунул в нее, и она отозвалась чудесной мелодией.

 

Опьяненный этими звуками, с тех пор Ашамез бросил наездничество и стал путешествовать, прислушиваясь к звукам шумного водопада, бурлящих стремительных волн горных рек, к тишине долины, к шелесту листьев, пению жаворонка, которые затем сам извлекал из камыля.

Ашамез так виртуозно овладел камылем, что мог влиять на все живое и неживое. Он изготовил камыль, состоящий из белой и черной половинок. И стоило ему дунуть в белую часть, как все в мире оживало: ярче светило солнце, расцветали деревья, долины наполнялись сочной травой, реки – рыбой, альпийские пастбища оживали табунами скакунов, рождались будущие герои. Стоило врагу ступить на землю адыгов, как Ашамез дул в черную часть камыля и ураганный леденящий ветер уничтожал их.

Возможно, этот миф о камыле явился отголоском существования в далеком прошлом парной флейты, подобной греческому авлосу, где черный и белый цвета ассоциируются с басовой и солирующей флейтой. Этот наигрыш существует по сей день под названием «Наигрыш, которым пророк Мухаммад привеловец из рая. Некоторые ученые зафиксировали достаточно интересные наблюдения пастухов.

По сообщению 80-летнего Аразмета Царгуша, жителя села Ачандара Гудаутского района Абхазии, «пастухи, пасущие свои стада на пастбищах, заросших борщевиком, заметили, что ветер при вдувании в надломленные стволы его издают звуки. Они, срезав ачарпын (борщевик – Г. З.), стали дуть в него и получили звуки. Просверлив дырочки вдоль него и поочередно закрывая их, они стали играть разные мелодии». Зачастую такие стебли-трубы использовались, по свидетельству информаторов старшего поколения, в качестве сигнального инструмента, получившего название къурэпщын.

Возможно, обыкновенная растительная труба в процессе ее освоения превратилась в музыкальный инструмент. Необходимость отверстий для изменения звука подсказана той же природой, а прожигание, прорезание или просверливание являются последующим опытом. Если вспомнить сюжет из адыгской версии Нартского эпоса о происхождении камыля, становится понятным, что под мифологизированным процессом появления отверстий просматриваются реальные природные явления. Из личных наблюдений могу констатировать такой факт. Занимаясь заготовкой материалов для изготовления флейты, я обнаружил на многих стеблях борщевика округлые или элипсовидные небольшие отверстия диаметром до 3 мм. Присмотревшись, обнаружил, что из них то и дело вылезают маленькие жуки с длинными хоботками. Заинтересовавшись ими, я стал искать объяснения этому явлению и нашел в книге «Определитель насекомых». Ими оказались жуки-долгоносики, личинки которых развиваются внутри стебля. После взросления они прогрызают ее стенку и выбираются наружу, оставляя после себя отверстия. При срезании стебля борщевика с таким отверстием и при дутье в него, попеременно прикрывая и открывая отверстие пальцем, изменяют извлекаемый звук, а если менять силу вдуваемого воздуха, меняется громкость и высота звука. Так, благодаря жуку возможно человек, используя эти отверстия, научился менять звук, а затем путем экспериментов удалось подыскать их сочетания, позволившие извлекать сигнальные звуки, а в дальнейшем – мелодии. Изложенные версии и наблюдения позволяют утверждать, что мифологизированные представления об этом инструменте свидетельствуют о его древности.