Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности
Школьная тревожность— это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Поэтому главной задачей является диагностика данной категории детей, а также реализация программы коррекционно-развивающих занятий, направленных на оказание психологической помощи и поддержке тревожных детей.
Признаки тревожности
Тревожный ребенок
- Не может долго работать, не уставая.
- Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряженных ситуациях.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему снятся страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- У него нередко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое вызывает у него страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто не может сдержать слезы.
- Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
Правила взаимодействия с тревожными детьми
- Избегайте состязаний и каких - либо видов работ, учитывающих скорость
- Не сравнивайте ребенка с окружающими
- Чаще используйте телесный контакт
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований
- Будьте последовательны в воспитании ребенка
- Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний
- Используйте наказание лишь в крайних случаях
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
Поскольку школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она вызвана различными причинами и проявляется в различных формах, то и рекомендации для родителей по снижению уровня тревожности у ребенка, приведем согласно возрасту:
Для родителей первоклассников:
- Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится – у него может что-то не сразу получаться
- Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением
- Не пропускайте трудности на первом этапе обучения
- Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу
- Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге
- У ребенка должно оставаться время для игровых занятий
Для родителей пятиклассников:
- Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность
- Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей
- Поддерживайте авторитет учителя
- Обсуждайте с ребенком его школьные дела, учебу и отношения с друзьями
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
Для родителей десятиклассников:
- Важно помочь ребенку научиться грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и вне учебных дел
- Предоставить возможность ребенку обсуждать свои жизненные планы, не навязывая принятого заранее решения
- Строить отношения с ребенком на новых - партнерских началах.
Для родителей выпускников:
- Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными: важно, чтобы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать в случае неудачи
- Необходимо поддерживать у учащегося ощущение готовности к экзамену, отмечая затрачиваемые усилия и их результат
- Через каждые 40-50 минут менять вид деятельности. При параллельной подготовке разных предметов желательно чередовать естественнонаучные и гуманитарные дисциплины
- Желательно, чтобы выпускник при желании имел возможность рассказать родителям выученный материал
- Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам
- Важно особенно внимательно следить за режимом питания ребенка.
Общие советы родителям
- Не требуйте от ребенка слишком многого, объективно оценивайте возможности
- Не запрещайте без оснований того, что разрешали раньше
- Повышайте самооценку ребенка. Ежедневно отмечайте его успехи. Это длительная работа. Несколько обидных замечаний могут свести на нет все предыдущие успехи
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми
- Будьте примером для своего ребенка. Покажите ему образец уверенного поведения.
Помните, что существует множество разных способов воздействия на ребенка, но крики и физические наказания – недопустимы! Они унижают и создают ощущение угрозы, опасности и страха.