версия для слабовидящих

Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности

Школьная тревожность— это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Поэтому главной задачей является диагностика данной категории детей, а также реализация программы коррекционно-развивающих занятий, направленных на оказание психологической помощи и поддержке тревожных детей.

Признаки тревожности

Тревожный ребенок

  • Не может долго работать, не уставая.
  • Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  • Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  • Смущается чаще других.
  • Часто говорит о напряженных ситуациях.
  • Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  • Руки у него обычно холодные и влажные.
  • У него нередко бывает расстройство стула.
  • Сильно потеет, когда волнуется.
  • Не обладает хорошим аппетитом.
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  • Пуглив, многое вызывает у него страх.
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  • Часто не может сдержать слезы.
  • Плохо переносит ожидание.
  • Не любит браться за новое дело.
  • Не уверен в себе, в своих силах.
  • Боится сталкиваться с трудностями.

Правила взаимодействия с тревожными детьми

  • Избегайте состязаний и каких - либо видов работ, учитывающих скорость
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими
  • Чаще используйте телесный контакт
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка
  • Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.

Поскольку школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она вызвана различными причинами и проявляется в различных формах, то и рекомендации для родителей по снижению уровня тревожности у ребенка, приведем согласно возрасту:

Для родителей первоклассников:

  • Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится – у него может что-то не сразу получаться
  • Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением
  • Не пропускайте трудности на первом этапе обучения
  • Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу
  • Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге
  • У ребенка должно оставаться время для игровых занятий

 Для родителей пятиклассников:

  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность
  •  Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей
  • Поддерживайте авторитет учителя
  • Обсуждайте с ребенком его школьные дела, учебу и отношения с друзьями
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.

Для родителей десятиклассников:

  • Важно помочь ребенку научиться грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и вне учебных дел
  • Предоставить возможность ребенку обсуждать свои жизненные планы, не навязывая принятого заранее решения
  • Строить отношения с ребенком на новых - партнерских началах.

Для родителей выпускников:

  • Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными: важно, чтобы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать в случае неудачи
  • Необходимо поддерживать у учащегося ощущение готовности к экзамену, отмечая затрачиваемые усилия и их результат
  • Через каждые 40-50 минут менять вид деятельности. При параллельной подготовке разных предметов желательно чередовать естественнонаучные и гуманитарные дисциплины
  • Желательно, чтобы выпускник при желании имел возможность рассказать родителям выученный материал
  • Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам
  • Важно особенно внимательно следить за режимом питания ребенка.

Общие советы родителям

  • Не требуйте от ребенка слишком многого, объективно оценивайте возможности
  • Не запрещайте без оснований того, что разрешали раньше
  • Повышайте самооценку ребенка. Ежедневно отмечайте его успехи. Это длительная работа. Несколько обидных замечаний могут свести на нет все предыдущие успехи
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми
  • Будьте примером для своего ребенка. Покажите ему образец уверенного поведения.

Помните, что существует множество разных способов воздействия на ребенка, но крики и физические наказаниянедопустимы! Они унижают и создают ощущение угрозы, опасности и страха.