Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

«Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»

08.04. 2022 г.

Республиканский семинар «Роль и место школьной библиотеки/ИБЦ в информационно-образовательной среде: лучшие практики продвижения чтения»

 

7 апреля 2022 года  региональный ресурсный информационно-библиотечный центр ГБУ ДПО РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации» в рамках реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в Республике Адыгея и Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ провел республиканский семинар по теме: «Роль и место школьной библиотеки/ИБЦ в информационно-образовательной среде: лучшие практики продвижения чтения».

В работе семинара приняли участие 87 сотрудников школьных библиотек из всех муниципальных образований и подведомственных организации республики.

 Цель: трансляция регионального опыта работы школьных библиотек/ИБЦ ОО  по формированию интереса к книге и продвижению чтения.

В рамках дистанционной встречи были освещены основные направления инновационной деятельности в области развития и продвижения детского чтения, с целью  распространения успешных практик, реализуемых в школьных библиотеках и оказания содействия профессиональному общению библиотекарей республики.

В качестве модератора республиканского семинара выступила Джаримова Роза Нурбиевна, руководитель РРИБЦ ГБУ ДПО РА «АРИПК».

«В современных условиях развития общества сегодня остро стоит проблема массового детского чтения. Современный подросток, прежде всего, потребитель компьютерных продуктов, личность, ориентированная на восприятие виртуальной, а не вербальной информации. Сегодняшнему школьнику надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. Главное для библиотекаря – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки. На какие рычаги можем мы давить, чтобы привлечь к чтению? Что может стать мотивацией? Нам кажется, что это ощущение успеха, которое может получить ребенок в процессе чтения или после. В конечном итоге – успешная самореализация, самовыражение», - отметила в своем обращении Роза Нурбиевна.

В режиме подключения состоялся конструктивный диалог с коллегами из всех муниципальных образований и подведомственных организаций нашей республики, где  были обозначены актуальные проблемы продвижения чтения и перспективы развития школьных библиотек в контексте Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ.

Одной из форм работышкольной библиотекиМБОУ «СОШ № 3» по продвижению чтения на протяжении многих лет является реализация краеведческих проектов. Среди основных задач краеведческой работы школьной библиотеки рассматривается содействие в организации поисково-собирательской, исследовательской и творческой деятельности учащихся школы. Что же главное в библиотечной краеведческой работе? Безусловно, выявление, сбор, изучение, сохранение документов и предоставление их читателям. Именно библиотека является собирателем, хранителем и проводником культурных традиций. Уникальный опыт работы по организации библиотечного краеведения представил Александр Владимирович Белянский, зав. библиотекой МБОУ «СШ № 3 имени А. И.  Макаренко» МО «Город Майкоп». На этот раз вниманию коллег он представил новый проект «Женщины в истории…», посвященный известным женщинам, прославившим нашу республику, приуроченный к 100-летию государственности Адыгеи.

 

Одним из перспективных направлений работы библиотек является  краеведческо-экскурсионная деятельность, востребованность которой объясняется растущим интересом населения к вопросам «малого туризма».В этом направлении очень продуктивно работает замечательный молодой библиотекарь, занимающийся волонтерской деятельностью - Образцова Полина Ивановна, зав. библиотекой МБОУ «Лицей № 34». Она представила вниманию коллег одну из эффективных библиотечных практик по формированию читательского интереса -  краеведческую экскурсию, которая проводится в рамках волонтерского проекта «Дом Шварца». Пешеходная экскурсия по шварцевскому Майкопу, по местам, которые с ностальгией и любовью описывал Евгений Шварц, вспоминая майкопчан, ставших «героями» его дневников. Знакомство с творчеством Евгения Шварца, способствует повышению интереса к изучению истории города Майкопа и к чтению краеведческой литературы, популяризация книги и библиотеки.

 

Библиотека как наиболее заинтересованное лицо в участии родителей в чтении детей создает положительную мотивацию этой деятельности. Возрождение и продвижение традиций семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. Большинство нынешних молодых родителей не испытали в детстве счастье эмоциональной близости со своими родителями над книгой во время совместного чтения. Отсутствие собственного опыта общения с книгой в детские годы привело сегодня молодых родителей к непониманию его истинной ценности, что в свою очередь отрицательно сказалось на детях, создало дефицит теплоты семейных отношений. О том, как решается проблема развития интереса к чтению среди разных возрастных читательских групп, а также, какие формы и методы формирования мотивации к чтению книг используются в библиотечной практике, осветила в своем выступлении  Кулова Светлана Владимировна, библиотекарь ГБОУ РА «АРГ». 

 

За последние годы в библиотечной среде накоплен немалый опыт использования интернет-сервисов в работе с подростками по приобщению к чтению. Современные веб-сервисы предоставляют огромные возможности для совместной (коллективной) работы читателей и библиотекарей. Продукты, созданные с помощью этих сервисов, уже являются территорией сотрудничества и взаимодействия по продвижению книги и чтения. Практикой формирования интереса к книге и продвижения чтения, а также опытом работы по использованию QR-кодов поделилась Елена Андреевна Гавришова, заведующая библиотекой МБОУ «ОЦ № 7 Майкопского района» по теме: «Чтение с увлечением: развитие читательской компетентности и информационной культуры. Елена Андреевна представила эффективные инструменты продвижения книги и интереса к чтению  в социальных сетях. А желающим  оценить масштаб  библиотечной деятельности школы в полном объёме,  она предложила  отсканировать QR-код на экране. Также были представлены различные форматы проведения акций: «Подари книгу», «Книжный тизер», участниками которой стали старшеклассники, которые являются активными участниками  Российского движения школьников. В этом году их  работы были отправлены  на конкурс   видеороликов  «Книжный тизер». «Можно с уверенностью сказать, что современные технологии, если правильно ими воспользоваться, не сбрасывают книгу с престола, а наоборот – помогают привлечь к чтению. Это замечательный инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию к чтению», - отметила Елена Андреевна, завершая свое выступление.

 

Участники семинара обозначили дальнейшие перспективы развития школьных библиотек по продвижению чтения и выразили желание в проведении таких мероприятий для трансляции и успешного внедрения лучших информационно-библиотечных практик, идей и разработок в своей работе. Также, участники семинара выразили благодарность всем спикерам за обзор представленных успешных практик.